Критика

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836–1861),

ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (1836–1861),

критик, публицист, идеолог революционно-демократического движения. С 1857 г. стал активным сотрудником журнала Н.А. Некрасова «Современник», издавал сатирическое приложение к нему — «Свисток». В публицистике поднимал вопросы философии, эстетики, педагогики, образования, исторического развития и социального устройства государства.

Поэзия Л. имела большое влияние на Д., особенно ценившего в поэте «грусть и презрение к жизни» [5; 402] и подчеркивавшего обличительный и негодующий характер его произведений. Цитаты из Л. появляются в статьях, письмах, дневниках Д. Отношение критика к творчеству Л. менялось. Если будучи семинаристом Д. увлекался образом Печорина [5; 402–403], то в статье «Что такое Обломовщина?» критик ставит героя Л. рядом с Обломовым как «лишнего» [4; 90], не приносящего никакой пользы обществу человека, испорченного воспитанием, отмеченного «печатью бездельничества, дармоедства, совершенной ненужности в свете» [4; 81].

В статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» Д. говорит о «громадном таланте» Л., его умении «постичь недостатки современного общества» и осознать, что «спасение от этого ложного пути находится только в народе» [3; 158]. В стих. «Родина» поэт, по мнению критика, «становится решительно выше всех предрассудков патриотизма, и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» [3; 158]. Но вскоре Л. начинает представляться Д. устаревшим. Он отмечает, что хотя поэт «и теперь еще мог бы занять многих, но и он все-таки не то, что нам теперь нужно» [2; 381]. Идеал Д. видит в художнике, «который бы с красотою Пушкина и силою Лермонтова умел продолжить и расширить реальную, здоровую сторону стихотворений Кольцова» [2; 381]. В рецензии на стихотворения Д.Д. Минаева Д. высказывается еще критичнее — говорит о недостатке у Л. «положительного начала, жизненного идеала» [1; 284], подчеркивает незрелость поэта, который «не выказал вполне своих сил и до конца жизни не умел, что называется, стать на свои ноги» [1; 284].

Лит.: 1) Добролюбов Н.А. [без подписи] перепевы. Стихотворения обличительного поэта // Современник, 1860, № 8, отд. 3 — С. 283–292; 2) Добролюбов Н.А. [без подписи] Стихотворения Ивана Никитина // Современник, 1860, т. LXXX, № 4. — С. 367–391; 3) Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы // Современник, 1858; № 2, отд. 2. — С. 113–167; 4) Добролюбов Н.А. Что такое Обломовщина? // Современник, 1859; № 5, отд. 3. — С. 59–98; 5) Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. — М.-Л.: Гослитиздат, 1964. — 714 c; 6) Жданов В.В. Добролюбов. — М.: Молодая гвардия, 1961. — 352 с.; 7) Крылов В.Н. Принципы интерпретации художественных произведений в литературной критике Н.А. Добролюбова // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1990 — 20 с.; 8) Сергеева Н.И. Н.А. Добролюбов в истории философской и общественной мысли России. — Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2009. — 254 с.

Ю.Н. Сытина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *