Критика

МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ (1623–1703).

МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ (1623–1703).

Святитель, первый епископ Воронежской кафедры, схиепископ. В миру Михаил, родился 6.11.(16.11. н.ст.) 1623 г. в с. Антилохово Владимирской (ныне Ивановской) обл., преставился 23.11(4.12. н.ст.).1703 г. в г. Воронеж. Сведения о М. В. известны в основном из его «Духовного завещания» 1696–1703 гг. (ОР ГИМ. Синод. 669. 37 л. 19 х 15,2 см; на л. 1–27 скрепаавтограф М. В.) [5]. Кроме того, сохранились послания М. В., фрагменты его переписки с разными лицами.

М. В. служил священником в приходе с. Сидоровского недалеко от Шуи, был женат и имел сына Ивана. В 1663 г. овдовел и принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни близ Суздаля. В 1665 г. по просьбе братии близлежащего яхромского Космина Успенского монастыря поставлен его игуменом. В годы его настоятельства был построен и украшен храм Спаса Нерукотворного. В 1675 г. по благословению патриарха Иоакима М. В. возглавил Макариев Унженский Троицкий монастырь, находившийся под покровительством дома Романовых. В обители при нем был сооружен теплый каменный храм Благовещения Богородицы с колокольней, написаны иконы и изготовлена утварь.

В 1682 г. была образована Воронежская епархия, и по воле царя Феодора Алексеевича состоялось назначение и архиерейская хиротония М. В. Будучи в Москве, он участвовал в венчании на царство юных государей Иоанна и Петра Алексеевичей, а также в прениях со старообрядцами в Грановитой палате Кремля. В Воронеже М. В. создал судный приказ духовных дел и казенный приказ, расширил границы епархии, возвел каменный кафедральный собор Благовещения Богородицы и около 50 церквей, основал два монастыря, занимался духовно-просветительской работой среди населения. Содействовал царю Петру I в его патриотических начинаниях (жертвовал значительные средства на строительство кораблей и на жалование ратным людям), но не поддерживал его культурных новшеств — хорошо известен эпизод, как М. В. отказался войти в царский дворец, украшенный статуями языческих божеств [4]. Перед смертью святой принял схиму с именем в честь прп. Макария Унженского. На погребении присутствовал царь Петр I и лично нес гроб с телом до усыпальницы. Святой был похоронен, по его просьбе, в Архангельском приделе Благовещенского собора.

В 1830 г. воронежский художник-любитель И.В. Шевцов по видению во сне написал первый образ М.В. [6]. В 1832 г., после обретения и освидетельствования нетленных мощей, тщательного изучения чудес и допроса исцеленных состоялись торжества канонизации М.В. Прославление стало возможно благодаря мудрой политике свт. Антония (Смирницкого) (1773–1846), архиепископа Воронежского и Задонского, и содействию обер-прокурора Св. Синода князя П.С. Мещерского. Факты биографии дали основание считать М. В. особым покровителем царствующей династии, и 16–17 сентября 1832 г. мощам поклонился император Николай I, а затем наследник, императрица, снова государь с наследником, др. особы царского дома. В 1830-е гг. было составлено «Сказание об обретении мощей» и Житие святого [9], [1], а в 1842 г. издана Служба с Акафистом [8]. К раке святителя в Благовещенском соборе Воронежа стекалось множество паломников из разных мест России. Поэтому в 1836 г. для «вящего охранения» святыни был учрежден Митрофанов Благовещенский монастырь, ставший средоточием почитания М. В. Память святого совершается 7(20) августа, 4(17) сентября, 23 ноября (6 декабря).

В Пензе этот святой был одним из самых почитаемых: в 1836 г. в его честь была освещена кладбищенская церковь у с. Тимаковки (ныне в черте города). О том, что Л. был у мощей М. В., есть свидетельство Н.П. Раевского: «Лермонтов и Столыпин, будучи проездом в Воронеже, сказали друг другу, что пойдут побродить в одиночестве, и неожиданно, представляясь оба неверующими, встретились в соборе, куда каждый пошел втайне от другого. Столыпин принял удивленный вид и спрашивает: «Как ты сюда попал?» А Лермонтов смутился так и говорит: «Да бабушка велела Угоднику здешнему молебен отслужить! А ты зачем?» И когда Столыпин ответил, что и ему тоже бабушка велела, оба отвернулись. Так все же сильно это тогда было!» [7; 425]. Вероятно, это событие относится к 1841 г., когда Л. отправлялся во вторую ссылку на Кавказ.

Лит.: 1) [Аникита (Ширинский-Шихматов), иером.] Житие иже во Святых отца нашего Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявленного чудотворца, и Сказание о обретении и открытии честных его мощей, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях. — М., 1838; 2) Библиографический указатель печатной литературы о святителе Митрофане // Воронежская старина. — Воронеж, 1903. Вып. 3. — С. 324–327; 3) Воронежские архипастыри от святителя Митрофана до наших дней: Историко-биографические очерки. – Воронеж: Воронежско-Липецкая епархия, 2003. — С. 15–84; 4) Голиков И.И. Дополнения к Деяниям Петра Великого. — М., 1796. Т. 17. — С. 65–69; 5) Духовное завещание св. Митрофана, епископа Воронежскаго. Текст памятника, с палеографическим описанием его и примечаниями Н.П. Попова // Воронежская старина. — Воронеж, 1903. Вып. 3. — Приложение. С. I–IV, А–КГ; 6) Зеленина Я.Э. Иконография свт. Митрофана Воронежского // Русское церковное искусство Нового времени / Ред.-сост. А.В. Рындина. — М.: Индрик, 2004. — С. 167–173; 7) Раевский Н.П. Рассказ о дуэли Лермонтова: (В пересказе В.П. Желиховской) // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — С. 411–429; 8) Служба и Акафист святителю и чудотворцу Митрофану, первому епископу Воронежскому. — М., 1842; 9) [Филарет (Дроздов), митр.] Сказание о обретении и открытии честных мощей иже во Святых Отца нашего Митрофана, первого Епископа Воронежского, и о благодатных при том знамениях и чудесных исцелениях. — М., 1832.

Я.Э. Зеленина, И.А. Киселева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *