«РЕПИН Илья Ефимович» (1844 – 1930),
p.русский художник, мастер исторической и бытовой живописи, портретист, академик Императорской Академии художеств. Деятельность Репина как литературного иллюстратора остаётся малоизученной, хотя художник не раз обращался к произведениям Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Лескова, Некрасова. Как отмечает И.Э. Грабарь, уже будучи учеником Академии художеств, Репин выполнил первые акварельные работы по мотивам «Песни про купца Калашникова» Л. [1; 250].
Становление мастерства художника-иллюстратора произошло в обращении к творческому наследию Гоголя – ярко и метко Репину удалось передать психологическую сторону произведений писателя. Интересно, что обращаясь к иллюстрации произведений разных писателей, Репин изменяет свой художественный стиль: «Когда иллюстрирует Гоголя, он реалист, Толстого – он менторски тенденциозен, Пушкина и Лермонтова – он романтик» [2; 24]. За излишний романтизм, непроникновение в глубинный смысл произведений Л. упрекали Репина-иллюстратора критики и искусствоведы. Действительно, иллюстрации художника к стихотворениям «Ангел», повести «Бэла», драме «Маскарад» нельзя назвать удачными.
Более интересными стали работы Репина к стихотворению «Пророк» – иллюстрации были подготовлены для юбилейного собрания сочинений Л. (1891 г., изд-во И.Н. Кушнерёва). Сепией и акварелью художник выполнил три рисунка: «Пророк у входа в храм» (местонахождение неизвестно), «Избиение Пророка камнями» (музей Л. в Пятигорске) и «Пророк в пустыне» (местонахождение неизвестно). Образ Пророка в этих работах оригинален – увлекаясь идеями Л.Н. Толстого, находясь под его влиянием, художник изобразил пророка пожилым интеллигентом с бородой и длинными волосами, одетым в рубище. Всем своим обликом, особенно пылающими глазами на исхудалом лице, пророк противопоставлен грубо-чувственному человеку, указывающему на пророка детям. Всё же, эти работы нельзя назвать иллюстрациями, скорее «это изображение современной жизни» [3; 61]. Несмотря на то, что рисунки Репина – глубокое, психологическое осмысление лермонтовского образа пророка, работы художника не получили одобрения критиков, сам Репин также не был доволен результатом, в связи с чем иллюстрации к «Пророку» в собрание сочинений не вошли.
Лит.:) Грабарь И.Э. И.Е. Репин. — М.: Академия наук СССР, 1964. — Т.2, — 300 с.; 2) Кузьминский К.С. Репин-иллюстратор. — М.: Типография т-ва А. Мамонтова, 1913. — 31 с.; 3) Лебедев Г.Е. Русская книжная иллюстрация XIX в. — М.: Искусство, 1952 . — 210 с.; 4) Моргунова-Рудницкая Н.Д. И. Репин: жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1965. — 295 с; 5) Сидоров И.Э. И.Е. Репин. — М.: Академия наук СССР, 1940. — 30 с.
К.А. Поташова