Критика

ЖУРАВЛЕВА Анна Ивановна (1938–2009),

ЖУРАВЛЕВА Анна Ивановна (1938–2009),

историк рус. литературы, профессор филол. ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова; жена выдающегося лирического поэта-конкретиста Всеволода Николаевича Некрасова. Родилась 12 июня 1938 г. в Москве, умерла 08 июня 2009 г., похоронена на кладбище Донского монастыря.

В 1960 г. окончила филол. ф-т МГУ по каф. истории рус. литературы; член семинара В.Н. Турбина [2]. Научн. интерес к Л. появляется в семинаре, событием в истории которого было, напр., участие в Первой межвузовской Лермонтовской конференции в ЛГУ (май 1958), где Ж. в соавторстве с Е.Е. Жуковской сделала доклад «Л. в критике 1860-х гг.»; Л. посвящены диплом Ж. и канд. дис. [3]; частично опубл.: [11]. В соавторстве с Турбиным был написан семинарий по Л. [1]. Первая значительная научн. публикация — ст. «Л. и Достоевский» (1964) [4].

Была близко знакома с Д.Е.Максимовым (его письма к ней сохранились в личном архиве, который передается в РГАЛИ); очевидно влияние на Ж. Максимова, прежде всего его представлений об особом «демократизме» Л. и о его уважительном изображении «простого сознания» (отдельные замечания о развитии идей Максимова у Ж. [5]).

Педагогическую деятельность начала в 1967 г.: на филол. ф-те МГУ вела семинар по рус. поэзии (заведенный Н.М. Гайденковым), с сер. 1970-х гг. — лермонтовский семинар (до того его вел В.Н. Турбин). Для некоторых учеников Ж. творчество Л. осталось темой их дальнейших занятий (И.А. Зайцева, Г.В. Москвин; ст. последнего о Ж. как исследователе Л. [6]).

Во вт. пол. 1970-х была науч. консультантом лермонтовской группы Государственного Литературного музея, разрабатывавшего планы организации дома-музея Л. на Молчановке в Москве.

Свой метод Ж. определяла как герменевтику после Бахтина: предметом изучения были прежде всего содержательные возможности формы, жанр как точка зрения (см., напр., работы Ж. об особой плодотворности балладного начала в поэмах Л. [7] и существенной трансформации, которой подвергаются центральные мотивы творчества Л., будучи реализованными в различных жанрах [8].

Л. для Ж. — одна из центральных фигур рус. литературы XIX в., понимаемого как время, когда искусство приобретает отчетливо личностный характер. Внутренняя независимость изображенной личности предполагает «фактурную насыщенность» героя, конструирование и переживание его облика, в том числе и внешнего; эти структурные особенности образа главного героя рус. литературы классической эпохи и их эволюция были для Ж. постоянной науч. темой [9].

В нач. 2000-х гг. Ж. собирает написанное ей о Л. в книгу [11], которую предлагает понимать не как сборник статей, а как концептуально единое целое. Старые работы объединяются здесь общим представлением о творчестве Л. как альтернативе пушкинскому канону («московской» альтернативе): такое понимание соотношения творчества Л. и Пушкина предопределено свойственным Ж. представлением о литературном процессе как взаимодействии альтернативных тенденций [10] и отчасти — влиянием продолжающихся и в ХХ— нач. XXI вв. литературных споров между Москвой и Петербургом.

В современном искусстве, в том числе склонном к радикальному эстетическому эксперименту, Ж. видела продолжение непрекращающейся жизни искусства; читательский опыт ХХ в. объясняет многое в ее прочтении классической литературы, и в частности Л.: см. особ. о «нелинейности мышления» в ст. Л. «1831-го июня 11 дня» [14], о поэме «Демон» как о принципиально незавершимом произведении, процессе, а не структуре или результате [15], наконец, в статье 2004 г. [16, вошло также в 17] о лермонтовском понимании поэзии «как серии вспышек, предметом становится <…> только спонтанно возникающее переживание».

Осознанное внимание к собственному эстетическому опыту человека ХХ в. Ж. сочетала с последовательной историчностью взгляда, предполагавшей, в частности, способность оценить необычность явления, увидев его в релевантном контексте [3], [12], обнаружение неочевидных параллелей и не замечавшейся ранее преемственности [4], [13].

Уже после смерти Ж. было напечатано [6] ее письмо режиссеру Н.П. Бурляеву (1985 г.), которое сама Ж. понимала как открытое; отвечая на просьбу о консультации в связи с замыслом фильма о Л., Ж. указывает на полную необоснованность попыток изобразить Л. националистом; при всей исторической, фактической правоте Ж. Л. для нее (как и для ее оппонента) не отдаленный во времени предмет а изучения, а мировоззренчески (и эстетически) близкий.

Полную библиографию см.: Журавлева А.И. Кое-что из былого и дум. М.: Изд-во Московского Университета, 2013, а также: Анна Ивановна Журавлева / Всеволод Некрасов – Всеволод Некрасов.

Лит.: 1) Творчество Л.: Семинарий. — М., 1967; 2) Семинар был уже легендарным / Время, оставшееся с нами: Филологический факультет в 1955–1960 гг. Воспоминания выпускников. — М., 2006 (см. также: http:/russ.ru/pole/Seminar — byl — uzhe — legendarnym; 3) Л. и русская романтическая лирика 30-х гг. XIX в. МГУ, 1967; 4) Л. и Достоевский // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. 1964. Т.23, вып. 5; 5) Маркович В.М. От «свободы маневра» к «тайной свободе»: Д.Е.Максимов — лермонтовед в эпоху «оттепели» // Дмитрий Евгеньевич Максимов в памяти друзей, коллег, учеников: К 100-летию со дня рождения. — М.: Наука, 2007; 6) Памяти Анны Ивановны Журавлевой: Сб. ст. М., 2011; 7) Влияние баллады на позднюю лирику Л. // Вестник МГУ. Филология. 1981. №1; 8) Путь к герою времени: лирика, драма, роман // Театр, 1989, №11; 9) ”Герой времени” в русской литературе XIX в. (1975 г.) — напр., в кн.: Журавлева А.И. Кое-что из былого и дум. М.: Изд-во Московского Ун-та, 2013; 10) Совместно с Вс.Н.Некрасовым. О “московской” и “петербургской” поэзии // Достоверность и доказательность в исследованиях по теории и истории культуры. М., 2002, кн. 2; 11) Л. в русской литературе: Проблемы поэтики. — М., 2002; 12) К пониманию идейного смысла «Родины» // Литература в школе. 1969, №1; 13) «Гамлетовский элемент» в «Герое нашего времени». — Л. // Русская речь, 1994, №4; 14) Л. и философская лирика 30-х годов // Филол. науки. 1964, №3; 15) Совместно с Л.Барбашевой. «Демон» Л. Поэма и книга // Лермонтов М.Ю. Демон. — М., 1981; 16) Спонтанность. Лирика Л. как новый этап русской поэзии (проект работы) // Феномен русской классики. Томск, 2004; 17) Журавлева А.И. Кое-что из былого и дум. — М.: Изд-во Московского Университета, 2013.

Г.В. Зыкова, Е.Н. Пенская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *