«НИКИТИН Иван Саввич» (1824 – 1861),
русский поэт, писатель. Родился в Воронеже 21 сент. (3 окт.) 1824 г., ум. там же 16 окт. (28 окт.) 1861 г. И.С. Никитин занимает значительное место в истории русской лит., являет собой тип творческой, вдохновенно-поэтической личности; его мировоззрение, этические и эстетические взгляды при всем своем индивидуальном своеобразии соответствовали традициям русской классической лит. XIX в. Н. — оригинальная лит. величина, соединил в своем тв-ве простонародное с лучшими интеллигентными социально-нравственными умонастроениями того времени; глубоко народный поэт, выразитель этико-эстетических, духовных, социальных взглядов и чаяний демократической России, нашедших характерное отражение в лит. 40-х—нач. 60-х гг. XIX в. Неповторимая творческая индивидуальность, острая наблюдательность, знание народного быта и фольклора, прекрасное владение простонародной речью выдвинули Н. в ряд значительнейших писателей русской лит. той поры.
Тв-во Н. охватывало 1849–1861 гг. Выделяют два периода: 1849–1856 и 1857–1861 гг., в течение которых было создано более 220 стихотворений, издано два поэтических сб. (1856, 1859), поэмы «Кулак» (1854–1857), «Поездка на хутор» (отр. из поэмы «Городской голова») (1857–1859), «Тарас» (1855– 1861), повесть «Дневник семинариста» (1858–1861).
Наследие автора разнообразно: среди его стихов можно встретить и изящные картины, и «тихую поэзию», и «громкую» социально направленную поэзию, и сопровождавшуюся у Н. уважительным отношением к русским монархам. От лирических стихов поэт перешел к лиро-эпическому «рассказу в стихах» о трагическом и будничном у городских и сельских жителей; появились новые типы героев. Привлекательно в его тв-ве сочетание художественно выраженных нравственных ценностей, обеспечивающих единство национального, культурного бытия и православия. Для поэта важен в стихах психологизм человека из народа, динамика его души.
В поэзии 1849–1856 гг. для Н. в характерно обращение к стихотв. в «простонародном духе», к изображению крестьянской жизни, любование мирным деревенским трудом, радостное настроение и задушевное лирическое «пение». В его поэзии поставлены филос. вопросы, нарисованы художественные картины действительной жизни, показаны социальные низы. Основная тематика первого периода — религия, патриотизм, природа. Религиозно-патриотические настроения в стихотв. Н. поддерживаются сознанием величия православной родины и своего единения с нею. «Стихи необыкновенно музыкальны», — так отзывался Н. в своей повести «Дневник семинариста» о поэзии Л.
Н. находился под обаянием поэзии Л., его мотивов, образов, стиля в период 1849—нач. 1854 гг. Настроения некоторых произведений Н. близки поэзии Л., но в них нет подражания. В стихотв. Н. «Тайное горе» (1850), «Ключ» (1850), «Дуб» (1850), «Когда закат прощальными лучами…» (1851), «Я помню счастливые годы…» (1853), «Засохшая береза» (1853), «Певцу» (1852–1853), «Юг и Север» (1851), «О сколько раз я проклинал…» (1853), «Не вини одинокую долю…» (1853), «Наскучив роскошью блистательных забав…» (1853), заметно влияние поэзии Л. («Когда волнуется желтеющая нива…», «Три пальмы», «Сосна», «Поэт», «Глухих степей угрюмое молчанье…», «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье…»)).
Тв-во поэтов объединяли мотивы одиночества, душевной усталости, грусти, красоты природы. Религиозное смирение близко обоим авторам. Отзвуки ст. Л. «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837) слышатся у Н. в ст. «Когда закат прощальными лучами…» (1851): «Когда закат прощальными лучами/ Спокойных вод озолотит стекло,/ И ляжет тень ночная над полями,/ И замолчит веселое село./ <…> С какою-то отрадой непонятной/ На Божий мир я в этот час гляжу/ И в тишине природы необъятной/ Покой уму и сердцу нахожу…» [1].
Б.В. Нейман в стихотворениях Л. «Три пальмы» и Н. «Ключ» указал на сходство в размере стихов, в рифме, выявил общие образы — образ одинокого ручья, омывающего корни дерева. Стихи поэтов близки не только по построению, но и по своей мысли душевного успокоения на лоне природы [2].
В тв-ве Н. нашло отражение сочетание новаторского и традиционного, стремление к самостоятельности и высокой художественной культуре. Осваивая традиции лирики поэтов-предшественников и поэтов-современников, обладая особенной памятью к сохранению, к сочетанию знаменитых идей и образов, Н. вместе с тем сам явил полную самостоятельность, создал оригинальное национальное самобытное тв-во. В отклике журнала «Сын Отечества» указывали на достоинства стихотворений Н. — «звучность, гладкость, легкость стиха, правильность языка и богатую рифму», но и упрекали в недостатке внутреннего содержания («невыстраданности стиха») при внешнем овладении поэзией Лермонтова, Тютчева, Кольцова, Майкова [5].
Осваивая традиции патетико-обличительной лирики Л., Н. тем самым делал шаг вперед на пути освобождения от условностей и штампов «чистой» лирики», дал обобщенный образ своего поколения, достойного лишь упреков, тратящего «попусту избыток чувств». В тв-ве Л. и Н. можно увидеть родственные моменты. К.В.Покровский отмечал: «Они оба были люди рефлективные и замкнутые в себе, оба тяготились духовным одиночеством. Оба стояли выше окружающей их среды, совершенно их неудовлетворяющей, оба в природе искали отдыха и успокоения от той жизни, которую они вели и которая была ниже их духовного развития и сил. Обоим им были присущи мотивы разочарования и скорби» [4].
С 1857 г. в тв-ве Н. стал оформляться второй этап лит. деятельности, полный яркой самостоятельности, независимости. Поэзия 1857–1861 гг. — это новый самобытный период, расцвет его лирической поэзии, обозначенный новыми формами. В его стихотв. нет литер. «подражания», чужих влияний. Активно развивается бытописательный талант. В своей поэзии Н. делает попытки раскрыть сущность социального зла. Появляются новые темы, средства и приемы художественной выразительности, картины нерадостной жизни народа. Характерен повествовательный сюжет с главным героем из народной среды. Видна реальность, нет абстрактных, умозрительных философских вопросов; слышна осознанная, зрелая печаль. Усиливаются мотивы гражданской поэзии, отличавшиеся острой социальностью, обращением к различным слоям общества (крестьянству, городской бедноте, купцам, мещанам, ремесленникам). Преобладает лиро-эпический рассказ о человеке из народа. Герои Н. — всепрощающие, сочувствующие, верующие в Бога. Авторский голос сливается с голосом других людей из народа — переживания и настроения поэта созвучны чувствам его героев. Поэзию Н. можно охарактеризовать как общественную, в которой присутствует конкретное поэтическое «я», жизненные мотивы. В никитинском пейзаже выражено человеческое стремление к покою, к размышлению, желание замкнуться в природе, в ее возвышенной красоте, которая противопоставлена удручающему существованию людей. Природа — источник радостных чувств и настроений, облегчающих трудную жизнь, как героев его поэзии, так и самого поэта. Все чаще развивается тема «полезности» человеческой деятельности, социального протеста.
Особый отпечаток тв-ва Л. можно встретить в поэме Н. «Тарас». А.М. Путинцев считал, что «Т.» не самостоятелен, а велико влияние творчества Л., что поэма несет романтический отпечаток: «Прежде всего, литературная форма ее, поэма личности, любимая романтиками. Далее, если мы рассмотрим тип Т. сравним его с романтическими героями <…> найдем большое сходство по духовному облику, <…> и по судьбе. <…> Романтизм Т. выдержан, и этого героя можно признать родственником и Вадиму Жуковского, и Онегину Пушкина, и Печорину Лермонтова…» [3].
Б.В. Нейман опроверг высказывания о несамостоятельности произведения: «Достаточно указать на поэму «Т.», чтобы отмеченная связь никитинской поэзии с лермонтовской оказалась невозможной. Что общего между Т., этим олицетворением энергии, большую часть которой имел сам поэт, и лермонтовскими героями» [2].
В «Русском вестнике» (1856. Т. 2. Кн. 3. — С. 191–196) была опуб. рецензия на сб. 1856 г., отмечавшая: «На каком поэтическом даровании нашего века не заметно влияние Пушкина и отчасти и Лермонтова! Кто из новейших поэтов не несет в себе родовых признаков той поэтической школы… <…> для умов восприимчивых великие поэты в состоянии заменить иногда целую школу…».
Обращение Н. в тв-ве к тяжелой жизненной действительности произошло приблизительно с 1854 г. Скорее всего, это связано с тем, что поэт жил в окружении людей, далеких от искусства. Но он стремился и в поэзии к прекрасному, светлому, к красоте. А когда получил возможность общения с образованными и творческими людьми, в нем разгорелась скорбь за тех, кому не суждено по ряду причин получить свободу от удушающего воздуха тяжелой жизни, от несправедливости и горькой судьбы. Роднит тв-во Л. и Н. интерес к жизни русского народа, к нашей деревне. Это явилось источником вдохновения и обращения поэтов к образам неразделенности природы и народа — «сынов снегов, сынов славян» — крестьян. Т. обр., можно смело сказать, что творческое наследие Л. сыграло роль в формировании эстетических воззрений Н.
Лит.: 1) Никитин И.С. Собр. соч.: В 2 тт. — М.: Правда, 1975. Т.1. 367 с. — С. 88; 2) Нейман Б.В. Отзвуки поэзии Пушкина и Лермонтова в тв-ве Н. Воронеж, 1912; 3) Путинцев А.М. Этюды о жизни и тв-ве Н. — Воронеж, 1912. — С. 79–83; 4) Покровский К.В. Литературные влияния и отзвуки в поэзии Н. // И.С.Никитин. Его жизнь и соч. — М., 1911. С. 129–157. С.16; 5) Стихотв. И.Никитина // Сын Отечества. — СПб. 1856. № 2. 15 апр. — С.30.
Г.П. Черешнева