КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

«СТРУЙСКИЙ Дмитрий Юрьевич» (1806 – 1856),

«СТРУЙСКИЙ Дмитрий Юрьевич» (1806 – 1856),

псевдоним Трилунный, поэт, прозаик, критик, композитор. Родился в с. Рузаевка Инсарского у. Пензенской губ., (ныне г. Рузаевка Республики Мордовия), похоронен во Франции. Внук поэта Н.Е. Струйского [2], двоюродный брат А.И. Полежаева.

Внебрачный сын помещика Ю.Н. Струйского и крепостной Н. Филипповой, семейные отношения которых были узаконены в 1818 г. С 1819 по 1822 г. учился на нравственно-политическом отделении Московского университета; одновремено слушал лекции на словесном и физико-математическом отделениях. Позже работал в Московском архиве Коллегии иностранных дел. В 1826 г. переехал в Петербург, где служил в Министерстве юстиции, занимался литературной и музыкальной деятельностью, в частности играл в струнном квартете директора придворной капеллы А.Ф. Львова. Сотрудничал в «Литературной газете» и других периодических изданиях, альманахах. Был знаком с А.С. Пушкиным. Стихотворение С. «Гробница Кутузова» (Лит. газ. 1831. 21 мая), понравившееся дочери полководца — Е.М. Хитрово, побудило Пушкина к написанию стихотворения «Перед гробницею святой…» (1831), где немало параллелей с раскрытием этой темы С. [3]. В 1834–36 гг. совершил путешествие по Европе с целью познакомиться с памятниками искусства, о чем с сочувствием вспоминал в 1875 г. П.А. Вяземский: «Около двух лет продолжалась мирная Одиссея русского странника и поэта. Много потребно было силы воли и пламени в душе, чтобы совершить такой подвиг. Это не в русских нравах…» [7; 89–90]. В 1837 г. вышел сб. «Мелодии Д. Струйского», включавший романсы на стихи А.С. Пушкина, П.А. Вяземского и самого С.; в 1839 г. напечатал второй выпуск своих романсов, публикуя их и отдельными изданиями. По заказу В.Ф. Одоевского подготовил ряд статей о западноевропейских музыкантах для «Энциклопедического лексикона» А. Плюшара. В сезоне 1840–41 гг. на петербургской сцене была поставлена опера С. «Параша сибирячка» (по мотивам одноименной драмы Н.А. Полевого), вызвавшая положительные отклики критики (Ф.А. Кони, Н.В. Кукольник и др.). В 1845 г. провел несколько недель в Париже, опубликовав свои впечатления о музыкальной жизни французской столицы (Сев. пчела. 1846. 3 апр.). В том же году в филармоническом обществе Петербурга была исполнена симфоническая пьеса С. «Буря» (по мотивам пьесы У. Шекспира). После 1847 г. следы литературно-музыкальной деятельности С. теряются, хотя о нем продолжают вспоминать в печати. По некоторым сведениям (Ю.К. Арнольд, А.О. Смирнова-Россет, Н.И. Греч), причиной этого стало душевное заболевание С. на почве чрезмерной художнической впечатлительности.

Творчество С. отличается социальной, сатирической и де- мократической направленностью , . Сильное влияние на поэта оказали произведения Байрона. Патриотические мотивы лирики С. сближают его со славянофилами. Как музыкальный критик С. сочетал в себе глубокий аналитизм, остроумие, яркость стиля, увлечение немецкой школой (пропагандировал творчество Бетховена, Моцарта, К. Вебера, Мейербера) [1], [8]. Композиторский дар С. оценивался противоречиво; по мнению некоторых современников, его оригинальный талант, типологически близкий к новаторским исканиям Г. Берлиоза, соперничал с дарованием М.И. Глинки, к операм которого сам С. относился сдержанно [6]. Дружеские и творческие отношения связывали С., в частности, с В.Ф. Одоевским и Ф.А. Кони. Был знаком с Л., оказав на него некоторое литературное влияние.

В «Выдержках из записной книжки» (Сев. цветы на 1831 г. С. 257–263) С. встречаются размышления, близкие к метафизическим рассуждениям Печорина («Герой нашего времени», 1840): например: «Каждый раз, углубляясь в нравственное существо человека, я нахожу в своем сердце неисчерпаемый источник печали; дайте мне все блага земные, олицетворите во мне все мечты о счастии, — и та печаль, и та стихия, из которой я создан, останется всегда при мне. Часто в светском обществе я смеялся для того, чтобы смешить других; но чем всегда оканчивалась моя театральная сцена? — Я неумышленно оскорблял самолюбие глупцов, и чем невиннее были мои шутки, тем скрытая досада их сильнее горела под маскою хладнокровной улыбки; наконец, она превращалась в совершенную ненависть…». Несомненно, что Л. был знаком с этим альманахом, поскольку с сер. 1832 г., после непродолжительной учебы на нравственно-политическом отделении Московского университета, жил в Петербурге.

В рецензии на произведения популярного автора романсов (Сев. пчела. 1845. № 70) С. вспоминает о Л.: «Вышел новый романс Н.А. Титова. <…> Поэзия Лермонтова сочеталась с счастливою мелодиею нашего композитора, и, конечно, снова облетит всю поющую Россию. Этот романс, под заглавием: Отдохнешь и ты, посвящен очаровательнице Севера… Кому же?.. …Без сомнения, г-же Виардо-Гарции (П. Виардо. — Н. В.)»; «…слова в этом романсе прекрасны… Позволим себе высказать одно замечание. Нам хотелось бы, чтоб после окончательного напева: Отдохнешь и ты, фортепианы кончили свою фразу в миноре, а не в мажоре… Кто знал Лермонтова и взгляд его на жизнь и природу, тот, конечно, согласится с нами, что его стихи: „Подожди немного, / Отдохнешь и ты!» должны звучать сердечным горем“.

Лит.: 1) Бернандт Г.Б. Д.Ю. Струйский // Бернандт Г.Б. Статьи и очерки. — М.: Сов. композитор, 1978. — С. 108–140; 2) Васильев Н.Л. Жизнь и деяния Николая Струйского, российского дворянина, поэта и верноподданного / Н.Л. Васильев. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. — 192 с.; 3) Васильев Н.Л. К истории пушкинского стихотворения «Перед гробницею святой…» (Пушкин и Трилунный) // Болдинские чтения. — Н. Новгород: Вектор ТиС, 2009. — С. 71–86; 4) Васильев Н.Л. Д.Ю. Струйский (Трилунный): Биография, творчество, библиография. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. — 284 с.; 5) Васильев Н.Л. Д.Ю. Струйский (Трилунный): Биография, творчество, библиография / Н.Л. Васильев. 2-е изд., исправ. и доп. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 330 с.; 6) Васильев Н.Л. Творческие связи Д.Ю. Струйского и М.И. Глинки // Гуманитарные науки и образование. — 2014.— № 1. — С. 114–117; 7) Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. — М.: Искусство, 1984. — 458 с.; 8) Ямпольский И.М. Струйский Дмитрий Юрьевич // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. — М.: Сов. энциклопедия, 1981. — Т. 5. — С. 338.

Н.Л. Васильев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *