«АРБЕНИН»

(1836). Автограф неизв. Копии хранится в ГИМ, ф. 445, № 227 а. Впервые опубликовано (с купюрами) в изд.: Стихотворения М. Лермонтова, СПб, 1842, ч. III.

Драма в пяти действиях в стихах, принято считать последней редакцией «Маскарада» (Б. Эйхенбаум), хотя некоторые исследователи видят в ней самостоятельное произведение (В. Мануйлов, Э. Найдич). Возвратившись в марте 1836 г. из Тархан в Петербург, Л. приступил к коренной переработке «Маскарада» после его окончательного запрета к постановке (поэт не выполнил ни одного из требований цензуры). По сути, в «Арбенине» Л. выполняет все требования цензуры, относящиеся к «Маскараду»: убирает нападки на светское общество, вместо маскарада в доме Энгельгардтов бал происходит в доме Арбенина, отравление заменено мистификацией, сумасшествие — отъездом Арбенина. Цензор Е. Ольдекоп в своем докладе благосклонно писал: «Ныне пиеса представлена совершенно переделанная, только первое действие осталось в прежнем виде. Нет более никакого отравления, все гнусности удалены» [1]. Л. дает драме новое заглавие «Арбенин». Внимание акцентируется не на маскараде — картине нравов, а на личности.

Л. перерабатывает образы Арбенина, Звездича, Нины, отказывается от Неизвестного и баронессы Штраль, вводит новое действующее лицо — воспитанницу Оленьку (которая также, как и баронесса Штраль, нужна для развития сюжета). Добродетельная Оленька противостоит порокам петербургского общества. Часть функций Неизвестного переходят Казарину. Казарин становится интриганом с темным прошлым. Вместо интриги с браслетом — любовная интрига Нины и Звездича. Нина — светская кокетка, она не теряет браслет, его с ее руки снимает сам Звездич. Героиня действительно становится виновной: она признается в любви к Звездичу. Вместо мести Арбенина — мнимое отравление и разрыв семейных отношений. Все эти изменения Л. сделал так, чтобы новые сюжетные ходы позволили сохранить почти без изменений монологи главного героя. Пьеса заканчивается отъездом Арбенина и прославлением добродетели Оленьки.

Т.о., изменив сюжет и уравновесив «порок» и «добродетель», из романтического «Маскарада» Л. делает психологическую семейную драму «Арбенин». Главный герой Арбенин — уже не страстная демоническая личность, а обыкновенный человек, бывший карточный шулер, уставший от жизни и не желающий что-либо менять в ней. В пьесе всего шесть действующих лиц.

На рапорте цензора Е. Ольдекопа, одобрившего пьесу к постановке, имеется надпись театральной цензуры: «Запретить. 28 октября 1836». Впервые драма была опубликована в 1875 г. Ошибочность заглавия «Маскарад» (вместо «Арбенин») была обнаружена лишь в 1911 г., когда стал известен отзыва Е. Ольдекопа на пьесу.

Лит.: 1) Ольдекоп Е. «Арбенин».. Драма в пяти действиях, в стихах. Сочинение М. Лермантова. Примечания // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 6 т. — М.; Л.: АН СССР, 1954–1957. — Т. 5. Драмы. — С. 754; 2) Афанасьев В.В. Лермонтов. — М.: Молодая гвардия, 1991. — С. 324–325; 3) Эйхенбаум Б.М. Пять редакций «Маскарада» // О поэзии. — Л.: Сов. писатель 1969. — С. 215–233.

М.А. Дорожкина