«ДВА БРАТА» (конец декабря 1835 — начало 1836)
Автограф неизв. Авторизов. копия хранится в ИРЛИ, тетр. XIX. Впервые отрывок с пересказом драмы опубликован в статье С.Д. Шестакова «Юношеские произведения Лермонтова» // «Русский вестник», 1857, т. 9, июнь, кн. 1, с. 336–344. Впервые полностью — «Юношеские драмы М.Ю. Лермонтова», под ред. П.А. Ефремова, 1880, с. 273–313.
Последняя романтическая драма Л. в пяти действиях, написана в прозе. Посвящена эпизоду взаимоотношений с В.А. Лопухиной (в замужестве Бахметевой) (1815–1851). Впервые полностью опубликована в 1880 г. Заглавный лист, на котором были название драмы и список действующих лиц, не сохранился. В копии названия нет. В материалах В.Х. Хохрякова приведен список действующих лиц: «Дмитрий Петрович Радин. Александр, Юрий, сыновья. Князь Лиговской. Вера (его жена). Петрушка, лакей Юрия. Федосей, камердинер Дмитрия Петровича». В письме из Тархан к С.А. Раевскому от 16 января 1836 г. Л. сообщал: «…пишу четвертый акт новой драмы, взятой из происшествия, случившегося со мною в Москве. — Письма_ Лермонтова.19.433_27_28Москва, <…> преподло со мною поступила. Надо тебе объяснить сначала, что я влюблен. И что же я этим выиграл? <…>. Теперь ты ясно видишь мое несчастное положение…. <…>. Я тебе не описываю своего похождения в Москве в наказание за твою излишнюю скромность» [1].
В мае 1835 г. В.А. Лопухина вышла замуж за Н.Ф. Бахметева. А.П. Шан-Гирей вспоминал: «В это же время я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг изменился в лице и побледнел; я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: “вот новость — прочти”, и вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной» [2]. Весной 1835 г. Л. писал А.М. Верещагиной: «Она (М.А. Углицкая — двоюродная сестра матери Лермонтова. — М.Д.) мне еще передала, что m-lle Barbe выходит замуж за Бахметева. Я не знаю, должен ли я ей вполне верить, но во всяком случае я желаю m-lle Barbe жить в супружеской безмятежности вплоть до празднования своей серебряной свадьбы и даже долее, если она до тех пор не разочаруется!» [3]. Встреча Л. с Лопухиной и ее мужем, возможно, произошла (прямых свидетельств об этом не имеется) в Москве конце декабря 1835 г., видимо, она и была тем «происшествием», о котором сообщает Л. Фразу в письме «Москва преподло со мной поступила», вероятно, нужно трактовать как то, что кто-то (высказывалось мнение, что это мог быть А.А. Лопухин — брат В.А. Лопухиной) рассказал Бахметеву о чувствах Л. к его жене. Это заставило Л. накануне Нового года покинуть Москву и уехать в Тарханы.
В основе сюжетной линии драмы «Два брата» лежит встреча героя с любимой женщиной после ее замужества. Л. уехал из Москвы в Петербург осенью 1832 г. и встретился с Лопухиной только в конце 1835 г., спустя три с половиной года. В пьесе Юрий Радин приезжает домой в отпуск после трехлетнего отсутствия и узнает о замужестве Веры Загорскиной с князем Лиговским («Я ее нашел замужем, — я проглотил свое бешенство из гордости… но один Бог видел, что происходило здесь»). Драма «Два брата» в известной степени автобиографична. В лице княгини Веры Лиговской и ее мужа Л. изобразил Лопухину (ср. имя Вера и Варя) и ее мужа Бахметева. Лопухиной было 20 лет, Бахметеву — 37 (в пьесе князю Лиговскому 42 года). «Союз неровный, противный законам природы и нравственности», — говорит Александр об этом браке. В первой сцене II действия Юрий Радин рассказывает историю своей любви к Вере: «Прошло три года разлуки…, я далеко продвинулся дорогой жизни, но драгоценное чувство следовало за мною», — это история взаимоотношений Л. и Лопухиной. «Фабула драмы “Два брата” представляет собой что-то вроде воплощения воображаемых ситуаций, порожденных восприятием жизни — в т.ч. собственной — через призму литературных увлечений…» [4; 167].
В центре пьесы лежит мотив добра и зла, который раскрывается через вражду и соперничество двух братьев. Юрию Радину двадцать один год, Александру — тридцать. Идеалист Юрий воплощает добро, а разочарованный в жизни, эгоистичный Александр — зло («Я никому не делал добра…, не заботился ни о ком — один, всегда один…»). Принято считать, что в образах двух братьев, Юрии и Александре Волине, Л. выразил свои противоречивые мысли и чувства в связи со вновь пережитым чувством к Лопухиной. «Юрий и Александр — братья не только в обычном смысле этого слова, но и как два лица или две души одного и того же человека» [4; 559]. С одной стороны, Юрий понимает Веру, верит в ее любовь, а с другой стороны, ненавидит за измену и хочет отомстить. Оба брата добиваются Веры, но один любим, а другой отвергнут. Александр — мститель, способный на все. Он лишен способности любить. Как отметил Б. Эйхенбаум, монологи Александра соприкасаются с монологами Арбенина (ср. Александр: «Я был готов любить весь мир — меня никто не любил — и я выучился ненавидеть» и Арбенин: «Но я люблю иначе, я все видел, все перечувствовал, все понял, все узнал, любил я часто, чаще ненавидел и более всего страдал!»). Вера признается, что ее замужество — «безумие, ошибка», и понимает, что продолжает любить Юрия.
Для нее измена мужу неприемлема: «Я слабая женщина… я имею обязанности… я знаю, что такое раскаяние» (ср. слова Татьяны из «Евгения Онегина» Пушкина о своем браке: «Неосторожно, / Быть может, поступила я», «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна»).
Пьеса имеет небольшой объем, несмотря на то, что состоит из пяти действий, а также малое число действующих лиц. Действие в ней развивается быстро. В «Двух братьях» отразилось, по наблюдениям исследователей, некоторое воздействие драмы «Разбойники» (1781) Ф. Шиллера (ср. Юрий и Александр Радины и Карл и Франц Мооры, старый больной отец). Л. писал быстро. Событие, заставившее его срочно уехать из Москвы, произошло не ранее 20-х чисел декабря, а 16 января он уже писал 4-е действие. Очевидно, он не был удовлетворен пьесой, поэтому она осталась незавершенной (открытый финал).
События драмы «Два брата» нашли отражение в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1836) (княгиня Вера Дмитриевна Лиговская и ее муж князь Лиговской) и в романе «Герой нашего времени» (Вера и ее муж). Полностью перенесенный в роман «Герой нашего времени» монолог Александра Радина «Да! Такова была моя участь со дня рождения… <…> …дулом пистолета», станет ключевым монологом Печорина, раскрывающим его характер («исповедь Печорина»). Т.о., драма «Два брата» завершает драматургическое творчество Л. и предваряет появление романов о Печорине.
Лит.: 1) Лермонтов М.Ю. Письмо Раевскому С. А., 16 января <1836 г.>. Тарханы // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М. — Л.: АН СССР, 1954–1957. — Т.6. 1957. — С. 433; 2) Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — С. 43; 3) Лермонтов М.Ю. Письмо Верещагиной А.М., <весна 1835 г. Петербург> // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М. — Л.: АН СССР, 1954–1957. — Т. 6. 1957. — С. 720; 4) Журавлева А.И. Лермонтов. Путь к герою времени: лирика, драма, роман // Театр, 1989. — №11. — С.163–168; 5) Хмельницкая Т.Ю. Комментарии и варианты. Два брата // Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 5 т. — М. — Л.: АН ССССР, 1935–1937. — Т. 4. 1935. — С. 554–560; 6) Афанасьев В.В. Лермонтов. — М.: Молодая гвардия, 1991. — С. 307–313; 7) Щеблыкин И.П. М.Ю. Лермонтов. Очерк жизни и литературного творчества. — М.: Русское слово, 2000. — С. 95–96.
М.А. Дорожкина