«Цейдлер Михаил Иванович» (1816 – 1892),

поручик лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, сын иркутского гражданского губернатора И.Б. Цейдлера, описанного Н.А. Некрасовым в поэме «Русские женщины», — этот губернатор старался всеми силами облегчить положение декабристов на каторге и в ссылке. М.И. Цейдлер в 1833–1835 гг. учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где познакомился с Л. Как вспоминает А.И. Арнольди, Ц. «прекрасно лепил из воска и глины, удачно рисовал карикатуры, как на всех нас, так и на себя, и мастерски рассказывал и, конечно, более выдумывал анекдоты, в которых обыкновенно играл самую смешную и непривлекательную роль» [1]. Скульптурой он занимался настолько серьезно, что его произведения выставлялись в Академии художеств (он учился у И.П. Витали и Н.С. Пименова). Он выполнил по рисунку Р.К. Шведе барельеф — Л. на смертном одре, и участвовал в конкурсе на исполнение памятника поэту. Ему принадлежит также ряд скульптурных портретов, в том числе нескольких членов царской семьи. Занимался он и живописью. Все это было, очевидно, той основой, на которой завязалась его дружба с Л.

А.Н. Муравьев в своих воспоминаниях сообщает, что «однажды <…> гуcap Цейдлер приносит мне тетрадку стихов неизвестного поэта и, не называя его по имени, просит только сказать мое мнение о самых стихах. Это была <…> поэма Лермонтова „Демон“. Я был изумлен живостью рассказа и звучностью стихов и просил передать это неизвестному поэту. Тогда лишь, с его дозволения, решился он мне назвать Лермонтова» [2]. Арнольди, служивший вместе с Ц. в лейб-гвардии Гродненском полку пишет, что тот «по службе никогда не отличался особенною ретивостью и впоследствии, командуя одновременно со мною эскадроном, только успевал удержаться на своем месте, а во фронте, по рассеянности, часто ошибался и заводил свою часть не туда, куда следовало» [1].

В 1838 г. недолгое время Л. служил в лейб-гвардии Гродненском полку. И как раз в это время ему довелось проводить Ц. на Кавказ, куда он отправился «охотником». Гусары устроили пир на станции Спасская Полисть, где, как вспоминает Арнольди, Л. «в дыму табачном, при хлопании пробок…» [1] написал известное:

bq(..Русский немец белокурый

Едет в дальнюю страну,

Где неверные гяуры

Вновь затеяли войну<…> 3

p.Ц. служил на Кавказе в отряде для десантных операций, которым командовал генерал-майор Н.Н. Раевский, друг Пушкина и брат жены декабриста Волконского. М.Н. Волконская писала из Сибири брату, чтобы он поберег храброго юношу, единственного сына уважаемого всеми губернатора, некогда воевавшего вместе с их отцом при Бородине. В 1838 г. Ц. побывал в Тамани и случайно остановился в том самом домике, где недавно жил Л. и описанном им впоследствии в «Тамани». Он видел и молодую татарку, и слепого мальчика и контрабандиста. «Мне даже помнится, — вспоминал Ц., — что когда я, возвратясь, рассказывал в кругу товарищей о моем увлечении

соседкою, то Лермонтов пером начертил на клочке бумаги скалистый берег и домик, о котором я вел речь» [4] (такой рисунок был действительно обнаружен позднее, — домик на крутом берегу, морской залив и парусник, изображенные Л.).

В конце сороковых годов Ц. был косвенно замешан в дело Петрашевского и его группы, но, очевидно, его непричастность к замыслам революционеров была обнаружена очень скоро, его оставили в покое. В 1849 г. он был в походе в связи с восстанием в Венгрии. В 1857 г. он был произведен в полковники, после этого был полицеймейстером в Нижнем Новгороде, позднее был офицером для особых поручений при виленских генерал-губернаторах Потапове и Альбединском, в начале восьмидесятых — генерал-майор. В отставку вышел в 1885 г. в чине генерал-лейтенанта. Свои воспоминания о Л. и о Тамани напечатал в «Русском вестнике» в 1888 г.. Они написаны очень живо, так что можно сказать, что Ц. не лишен был и литературного таланта.

Лит.: 1) Арнольди А.И. Лермонтов в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку в 1837–1838 гг. // Пушкин. Лермонтов. Гоголь / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. — М.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 463–464. — (ЛН; Т. 58); 2) Муравьев А.Н. Знакомство с русскими поэтами // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — С. 236; 3) Елец Ю. История лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. — СПб.: тип. В.С. Балашева, 1890. — С. 206; 4) Примечания к тексту романа «Герой нашего времени» // Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 224; 5) Пахомов Н.П. Лермонтов в изобразительном искусстве, М.—Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1940. — С. 89, 205, 348; 6) Арнольди А.И. Лермонтов в записках А.И. Арнольди. Публикация, введение и примечение Ю. Оксмана // ЛН, Т. 58. М.Ю. Лермонтов. — М.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 452–453, 462–464, 474; 7) Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома, Т. 2— М.Ю. Лермонтов, М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1953. — С. 69–70; 8) Перчаткин С. Русские писатели в Новгородском крае // Новгород. Лит.-худож. сб., № 5, 1957. — С. 125–126; 9) Попов А.В. «Герой нашего времени». Материалы к изучению романа М.Ю. Лермонтова // Литературно-методический сб. — Ставрополь,: Ставропольское кн. изд-во, 1963. — С. 40–43.

Мон. Лазарь (Афанасьев)