«СМИРНОВА Александра Осиповна (Иосифовна)» (1809 – 1882),
p.урождённая Россет (Россетти). Автор содержательных мемуаров и дневников (новейшее издание: А.О. Смирнова-Россет. Дневник. Воспоминания. – М.: «Наука». 1989. Серия «Литературные памятники»). До замужества (1832) была фрейлиной императрицы. Затем – «губернаторша»: её муж, Николай Михайлович Смирнов (1808–1870) был поочерёдно калужским и петербургским губернатором, он также оставил свои воспоминания. С ceмнадцати лет Смирнова своя во дворце и в большом свете. Она была красавица, однако, её интересы были необыкновенно для «обыкновенных» красавиц широки: в них огромную роль играли политика и литература. Особенными талантами она не обладала, но о многих хороших качествах ума и души говорит уже один перечень её близких знакомых: Пушкин, Жуковский, Гоголь, А. Тургенев, Вяземский, Тютчев, Вл. Одоевский, Аксаковы, И.С. Тургенев, Самарин (это только наиболее известные имена).
В ней не было русской крови: отец её – итальянец, мать наполовину немка, наполовину грузинка. По немецкой линии ей родня декабрист Н.И. Лорер. Фамилия её – итальянская и по-настоящему читается Россетти. Однако в документах её отца появилась форма Россет, которая и закрепилась в семье. Среди друзей и знакомых А.О. звали и Розетти и Россети. Она же всю жизнь помнила украинскую деревушку, где бабушка её держала почтовую станцию, и считала себя украинкой. Живописец Ф.К. Винтергальтер изобразил её в 1837 году в украинском национальном костюме и даже с бандурой, лежащей рядом (это был её маскарадный костюм).
Замужество её было неудачным. Она страдала тяжёлыми депрессия¬ми и, несмотря на огромный круг знакомств, на поклонение мужчин, на множество стихотворных посвящений с вос-певанием её красоты (Пушкина, Вяземского, Туманского, Хомякова, Соболевского и др.), не могла найти себе покоя. Ей очень повезло в том, что ни у кого не было, пожалуй, столь чуткого наставника, как у неё: это был Н.В. Гоголь, который пытался укрепить, возродить её душу, постоянно наставлял её, писал ей письма из-за границы, стараясь руководить каждым её шагом, как это делают священники – духовные отцы. Он, очевидно, во многом помог ей. Некоторые свои письма к ней он поместил в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
Может быть, всё было бы по-иному, если бы она ответила согласием на предложение В.А. Жуковского и вышла за него замуж, это было в 1829 или 1830 году. Ей помешала, оче-видно, та доля расчётливости, которая в ней была. Жуковский ничего не имел, кроме почёта и не слишком богатой платы за своё наставничество у наследника царя. Но дружба с Жуковским не угасла, – он ввёл Смирнову в дом Карамзиных, где она стала своей уже навсегда. Здесь в 1838 году она познакомилась с Лермонтовым. 4 ноября 1838 года С.Н. Карамзина писала сестре: «Вчера <…> провела у нас вечер Сашенька Смирнова вместе с Лермонтовым» [2]. Шан-Гирей вспоминает, что по возвращении из ссылки Лермонтов «стал чаще ездить в свет, но более дружеский приём находил в доме Карамзиных, у госпожи Смирновой и князя Одоевского» [5].
В «Автобиографических записках» есть эпизод, где Смирнова рассказывает о Лермонтове Киселёву: «Он гусарский офицер, выражение его лица очень грустное, а вместе с этим он ве-дёт рассеянную жизнь. У не¬го религиозная струна очень поразительна», – после этого она продекламировала стихотворение Лермонтова “Ангел”, на что Киселёв отозвался: “Что за прелесть! Да у Пушкина нет ничего выше этого”» 1. Затем она прочитала «Молитву» («В минуту жизни трудную…»), которая вызвала у слушателя на глаза слёзы. При этом же случае Смирнова рассказала историю посвящённого ей Лермонтовым стихотворного послания:
bq(..В простосердечии невежды
Короче знать вас я желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас – хочу сказать вам много,
При вас – я слушать вас хочу:
Но молча вы глядите строго,
И я, в смущении, молчу
Что делать? – речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно [II, 163].
p.напечатано было в том же году, когда написано, – в октябрьской книжке «Отечественных записок», но без первой строфы).
«Альбом был всегда на столике в моём салоне, – рассказывала Смирнова. – Он пришёл один раз утром, не застал меня, поднялся, открыл альбом и написал эти стихи» [10]. В повести (или начале повести…) «Штосс», написанной во время отпуска в Петербурге в 1841 году, Лермонтов, без сомнения, в лице Минской изобразил Смирнову: «В ту самую минуту, как новоприезжая певица подходила к роялю и, развёртывала ноты <…> одна молодая женщина зевнула, встала и вышла в соседнюю комнату, на это время опустевшую. На ней было чёрное платье, кажется по случаю придворного траура. На плече, пришпиленный к голубому банту, сверкал бриллиантовый вензель; она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; чёрные, длинные, чудесные волосы оттеняли, её ещё молодое правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли <…> её красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением» [1].
При отъезде Лермонтова на Кавказ в апреле 1840 года Смирнова послала с ним для своего дяди Н.И. Лорера, ссыльного декабриста, письмо и книгу, – Лермонтов всё это передал ему в Тамани.
А.О. Смирнова-Россет, обожаемая поэтом, так отозвалась о его характере: «Какой он взбал-мошный, вспыльчивый человек, наверное кончит катастрофой!.. В полку офицеры ему все спускают, гордясь его талантом, но он отличается невозможной дерзостью! Он погибает от скуки, возмущается собственным легкомыслием, но в это же время не обладает достаточным характером, чтобы вырваться их этой среды. Это – странная натура… Мне всегда его было жаль: он чувствует, чего ему недостает, но его своенравный, буйный характер, отсутствие простоты и страшное самолюбие мешали ему порвать с привычками… Странная натура, полная противоречий, – соединение чудных вещей с иногда просто антипатриотическими проявлениями» [11].
_Лит.: 1) Александров П. А.О. Смирнова. (Об её жизни и характере). – В кн.: Историко-лит. сб. – Л.: Изд.Академии Наук, 1924. – С. 314; 2) Карамзина С.Н. Из писем к Е.Н. Мещерской // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 277–290; 3) Майский Ф.Ф. Лермонтов и Карамзины. – В кн.: М.Ю. Лермонтов. Сб. ст. и материалов. – Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1960. – С. 135–138, 140–141, 144, 149, 154, 160; 4) Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Худож. лит., 1986. С. 204, 208, 247, 308–310, 482; 5) Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов в воспоми-наниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 33–55; 6) Мануйлов В.А. Лермонтов в Петербурге. – Л.: Лениздат, 1964. – С. 232–234, 241, 261–263; 7) Гиллельсон М. Последний приезд Лермонтова в Петербург. «Звезда», 1977. № 3. С. 194–196; 8) Мануйлов В.А. Лермон-тов и Карамзины // М.Ю. Лермонтов: Исследования и материалы. – Л.: «Наука» Ленингр. отд-ние, 1979. – C. 330, 333, 335, 355, 356–358; 9) Смирнов Н.М. Из памятных заметок // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1989. – С. 291; 10) Смирнова-Россет А.О. Автобиография (Неизданные материалы). Подг. к печати Л.В. Крестова. – М.: «Мир», 1931. – С. 213–214. 11) Лермонтов М.Ю. Полное собрание со-чинений под. ред. проф. Д.И. Абрамовича, – СПб. 1913. т. V. С. LXXXVI.
Мон. Лазарь (Афанасьев)