«СТОЛЫПИНА Анна Григорьевна» (1815 – 1892),
p.в замужестве Философова. Сестра Алексея Григорьевича Столыпина, двоюродная тётка Лермонтова. В июле-августе 1827 года Лермонтов с бабушкой и А.Г Столыпина гостили с матерью в Кропотове у Ю.П. Лермонтова. Тут они гуляли вместе в саду, сдружились и Лермонтов, наконец, почувствовал, что страстно любит её… В дальнейшем он считал, что это – первая любовь, несмотря на то, что у него уже была и «самая первая» на Кавказе, в 1825 году… Он вспоминал кропотовский парк, яблоневый сад и старую полузасохшую яблоню, на которой он вырезал две буквы – «А» и «М» (Анна и Михаил). Столыпина уехала из Кропотова раньше него, и он очень страдал, мечтая о будущих встречах с ней в Москве. Осенью бабушка привезла его в Москву, – они поселились на Поварской… Он начал готовиться к поступлению в пансион, к нему начали ходить учителя.
В 1828 году Лермонтов начал писать стихи (летом в Тарханах сразу три поэмы – «Кавказ-ский пленник», «Черкесы» и «Корсар», осенью стихотворение «Поэт» и другие…). В стихо-творении 1829 года «К гению» («Когда во тьме ночей мой, не смыкаясь, взор…») отразилась эта неугасшая любовь Лермонтова. Позднее он сделал к стихотворению приписку: «Напоми-нание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил 12 лет и поныне люблю» [2] (очевидно, в 1830 году). Лермонтов страдал и считал Столыпину изменницей. С мыслью о ней написано мстительное стихотворение «Покаяние», – «о забывающей», способной на «неверность» деве… То же и стихотворение «Письмо», где он при-знается, что «несчастливо, но пламенно любил» (здесь заимствованный у Веневитинова и Парни образ мстящего призрака – умершего влюблённого…). Столыпиной посвящено стихо-творение «К …» («Не привлекай меня красой!..»).
В поэме «Джюлио», без сомнения связанной с именем Столыпиной, мстительные чувства, как бы перегорая, превращаются в глубоко покаянные, – Лермонтов воображает себя злоде-ем, погубившим самое священное для него – первую любовь, покинувшим несчастное лю-бящее существо… Т.е. любовь поэта, уже оторвавшись от своего объекта, питается своими фантазиями. «О, тень священная! Простишь ли ты / Тому, кто обманул твои мечты, / Кто обольстил невинную тебя / И навсегда оставил не скорбя? / Я страсть твою употребил во зло, / Но ты взгляни на бледное чело, / Которое изрыли не труды, – / На нём раскаяния мук сле-ды…» [I; 60–73] – пишет Лермонтов. Противоречивые чувства раздирают его… Начало его поэтического творчества во многом получило трагический отблеск именно из-за этой странной, непоследовательной, но сильной любви к Столыпиной.
Пьеса «Menschen und Liedenschaften» («Люди и страсти»), написанная, как и «Джюлио», в 1830 году, посвящена Лермонтовым А.Г. Столыпиной. В рукописи рядом с заголовком рису-нок – девушка возле засохшего дерева (это та яблоня в Кропотове, на которой были выреза-ны инициалы «А» и «М»). В одной из тетрадей того же 1830 года он записал «Моё завеща-ние»: «(про дерево, где я сидел с А.С.) Схороните меня под этим сухим деревом, чтобы два образа смерти предстояли глазам вашим; я любил под ним и слышал волшебное слово: “люблю”, которое потрясло судорожным движением каждую жилу моего сердца; в то время это дерево, ещё цветущее, при свежем ветре покачало головою и шёпотом молвило: “безу-мец, что ты делаешь?” – Время постигло мрачного свидетеля радостей человеческих прежде меня. Я не плакал, ибо слёзы есть принадлежность тех, у которых есть надежды; – но тогда же взял бумагу и сделал следующее завещание: “Похороните мои кости под этой сухой яб-лоней; положите камень; – и – пускай на нём ничего не будет написано, если одного моего имени не довольно будет ему бессмертие!”» [3]. В стихотворении «Дерево» (также 1830 го-да):
…И деревцо c моей любовью
Погибло, чтобы вновь не цвесть;
Я жизнь его купил бы кровью, –
Но как переменить, что есть? [I; 135]
p.Драма «Испанцы», написанная летом 1830 года, также посвящена А.Г. Столыпиной. Эту пьесу он назвал «грустным трудом», над которым «много плакал». Не для «надменного, глупого света» писал он его, не для «важного шута»:
bq(..Мой гений сплёл себе венок
В ущелинах кавказских скал.
Одним высоким увлечён,
Он только жертвует любви:
Принесть тебе лишь может он
Любимые труды свои. [I; 117]
p.Столыпиной посвящены стихи «К***» («Когда к тебе молвы рассказ…») и «Раскаянье» («К чему мятежное роптанье…»), – оба 1830 года. Второе как бы продолжает «Джюлио» по линии страстного покаяния, истинного самобичевания:
bq(..О, вымоли её прощенье,
Пади, пади к её ногам,
Но ты не приготовишь сам
Свой ад, отвергнув примиренье.
Хоть будешь ты ещё любить,
Но прежним чувствам нет возврату,
Ты вечно первую утрату
Не будёшь в силах заменить.[I; 257]
p.Вполне возможно, что и стихотворение «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор…»), 1830 года, обращено не к Сушковой, а к Столыпиной. На полях этой рукописи рисунок – де-вушка в профиль. Трудно судить, на кого она больше похожа, но причёска у неё не та, что характерна для Сушковой (у неё коса дважды обвивала голову, по крайней мере в 1830 году, как пишет она сама в своих воспоминаниях). Эти «Стансы» были написаны, вероятно, после попытки Лермонтова объясниться со Столыпиной. Попытка эта привела к подлинной катаст-рофе, если судить по стихам:
bq(..Смеялась надо мною ты,
И я презреньем отвечал –
С тех пор сердечной пустоты
Я уж ничем не заменял.
Ничто не сблизит больше нас,
Ничто мне не отдаст покой…
Хоть в сердце шепчет чудный глас:
Я не могу любить другой.[I; 148]
p.Что это никак не могла быть Сушкова – доказывает весь строй отношений Лермонтова с Сушковой. Вскоре, 28 августа того же года, Лермонтов, как бы продолжая «Стансы», напи-сал стихотворение «Ночь» (той же строфой и тем же размером):
bq(..Один я в тишине ночной;
Свеча сгоревшая трещит,
Перо в тетрадке записной
Головку женскую чертит:
Воспоминанье о былом<…> [I; 156]
p.Вполне возможно, что это та «головка», что нарисована на полях «Стансов». В послед-ней строфе этого стихотворения снова упрёк Столыпиной:
bq(..Возможно ль! первую любовь
Такою горечью облить;
Притворством взволновав мне кровь,
Хотеть насмешкой остудить?
Желал я на другой предмет
Излить огонь страстей своих.
Но память, слёзы первых лет!
Кто устоит противу них? [I; 156]
«Другой предмет» – это, скорее всего Н.Ф. Иванова.
Последний отзвук любви к Столыпиной – стихотворение «Чума в Саратове», написанном в 1830 году по дороге в Троице-Сергиеву лавру, куда вместе с Лермонтовым шли (это было паломничество) Екатерина Сушкова и Александра Верещагина. Она написано 15 августа, а в путь они вышли 14-го. Очевидно, в день выхода узнали, что чума (то есть вообще-то холера) поднялась по Волге уже до Саратова… Конечно, забеспокоилась и Москва.
А.Г. Столыпина в 1834 году вышла замуж за полковника Алексея Илларионовича Философова (см. очерк о нём ниже), который уже несколько лет был адъютантом великого князя Михаила Павловича. Она стала светской дамой, сохраняя с Лермонтовым очень прохладную родственную связь. Свет занял её целиком, – детей, домашнее хозяйство, управление имением она поручила своей матери, Наталье Алексеевне, которую Лермонтов не любил из-за её сухого, расчётливого характера. После смерти матери (1851 г.) ей пришлось взяться за хозяйство самой, так как муж её не имел никакой охоты заниматься этим. Во всех этих делах им помогает Афанасий Алексеевич Столыпин.
Столыпина (точнее уже Философова) много путешествует. Скончалась она в 1892 году в Париже и погребена там же на Монмартрском кладбище.
Лит.: 1) Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: Современник, 1891 (Собр. соч. под ред. Висковатого, Т. 6) – С. 91–94; 2) Лермонтов М.Ю. Заметки на рукописях / Под-гот. текста Е.М. Хмелевской // Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6 т., М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957. Т. 6. Проза, письма. – 1957. – С. 390; 3) Лермонтов М.Ю. Автобиографические заметки / Подгот. текста Е.М. Хмелевской // Лермонтов М.Ю. Сочинения: В 6 т., М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957. Т. 6. Проза, письма. – 1957. – С. 385–388; 4) Яковлев М.А. М.Ю. Лермонтов как драматург, Л.–М.: Книга, 1924. – С. 137–138; 5) Эйхенбаум Б.М. Ком-ментарии. – В кн.: Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений/ .– М.: «Academia», 1935–1937. – Т. 1. С. 428, 454–455. Т. 4. С. 488–489; 6) Михайлова А.Н. Лермонтов и его родня по документам архива А.И. Философова. – М.: Изд-во АН СССР, Кн. 2. – 1948. – С. 666. – (Лит. наследство; Т. 45/46); 7) Гиреев Д.А. Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Творческая история и текстологический анализ. – Орджоникидзе: «Ир», 1958. – С. 118–124.
Мон. Лазарь (Афанасьев)