«ТОМИЛОВ Алексей Романович» (1775 – 1849),
p.помещик, меценат, один из крупнейших коллекционеров произведений искусства, член Общества поощрения русских художников. В петербургском обществе Томилов был известен особенным почитанием живописи, большую часть получаемых от своих имений доходов он направлял на приобретение произведений русского и западноевропейского искусства. Наряду с коллекционированием живописи, Томилов слыл и знатоком искусства. Так, Г.Г. Поспелов отмечает, что «… Томилов, умевший с одного взгляда определить принадлежность картины той или иной эпохе или художнику, мог проникнуть взглядом знатока в изобразительную ткань картины или рисунка, в живописный процесс их возникновения» [4; 83].
В своих размышлениях об искусстве Томилов много уделял внимания природе творческого процесса – отвергая всяческое подражание, он ценил в художнике фантазию, свободу творческой мысли, в связи с чем, большее предпочтение отдавал графике. В его коллекции находилось почти полное собрание находившихся в России офортов Рембрандта – из посмертной описи следует, что в коллекции Томилова было 334 работы голландского художника [3], на сегодняшний день большая часть из которых находится в фондах Государственного Эрмитажа.
Любимым местопребыванием поэтов и художников первой половины XIX века была усадьба Томилова «Успенское», расположенная в пригороде Санкт-Петербурга на Старой Ладоге. Как отмечает Н.Н. Врангель, «коллекция рисунков и картин Томилова вскоре сделалась одной из замечательных в своём роде, но главная заслуга Томилова в том, что он умел объединить вокруг себя всё то, что было наиболее художественного в России» [1; 41]. В «Успенское» приезжали художники, чтобы познакомиться с лучшими образцами коллекции – частыми гостями были О.А. Кипренский, А.О. Орловский, А.Г. Венецианов и другие художники. Из воспоминаний Философовых, родственников и соседей Томилова, известно и о желании Пушкина познакомиться с коллекцией офортов Рембрандта.
Кроме коллекционирования живописи Томилов оказывал поддержку начинающим талантливым художникам. Так, им были замечены незаурядные способности П.Е. Заболотского. Благодаря протекции Томилова художник из бедной семьи был принят в Императорскую Академию художеств, в которой обучался в 1826 – 1832 гг. Уже после окончания Академии Заболотский жил и работал в усадьбе «Успенское».
Знакомство Л. с коллекцией Томилова могло произойти через Заболотского, который как раз и работал над портретом поэта в мастерской, располагающейся в усадьбе «Успенское». Кроме того, сам Л. находился в дальнем родстве с Томиловым по линии бабушки. В 1834 году за двоюродного брата Томилова – А.И. Философова – вышла замуж А.Г. Столыпина – дочь Н.А. Столыпиной (двоюрдной бабушки Л.) и вторая возлюбленная поэта [2]. Опираясь на указанные факты, можно предположить, что поэт либо был лично знаком с собранием Томилова, либо знал о коллекции со слов П.Е. Заболотского.
Лит.: 1) Врангель Н.Н. Страничка из художественной жизни начала XIX века. А.Р. Томилов // Свойтва века. Статьи по истории русского искусства. — СПб.: Летний сад, 2001. — С. 39–49; 2) Михайлова А. Лермонтов и его родня по документам архива А.И. Философова // М.Ю. Лермонтов / АН СССР. Ин-т лит. (Пушк. дом); Ред. П.И. Лебедев-Полянский; (гл. ред.), И.С. Зильберштейн, С.А. Макашин. — М.: Изд-во АН СССР, 1941–1948. Кн. 2. — 1948. — С. 661–690; 3) Некрология покойного члена выс. утвержденного Общества поощрения художников, колл. сов. и кавалера Алексея Романовича Томилова. — СПб.: Типография Карла Крайя, 1849. — 22 с.; 4) Поспелов Г.Г. Русский портретный рисунок начала XIX в. — М.: Искусство, 1967. — 216 с.
К.А. Поташова