ДУМА==
Имеющий фольклорные корни в малороссийской народной лирике, литературный жанр Д. обрел популярность в поэзии русского романтизма благодаря К.Ф. Рылееву. В предисловии к сборнику своих «Дум» (1825) поэт наметил «родословную» этого жанра: «Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское родное изобретение» [8]. Появление в печати рылеевского сборника стало поводом спора о жанровой природе Д.: А.А. Бестужев называл их историческими гимнами; ему возражал И.И. Козлов, считавший, что в отличие от торжественных гимнов Д. — «уединенные размышления исторических лиц, тайные их намерения», и потому Д. должна рассматриваться как особый, самостоятельный жанр (Русский инвалид. 1823. 9 января). Думу сопоставляли также с героидой (А.А. Бестужев, Ф.В. Булгарин), элегией (Ф.В. Булгарин, [9]); как лиро-эпический жанр оценивал Д. П.А. Вяземский [6]).
В лермонтовском творчестве интерес к жанру Д. проявлялся дважды — в ранний период и в 1838 г., когда было написано ст. «Дума», венчающее собой искания поэта в области этого жанра и определившее его литературную модификацию в русской лирике (ср. А.В. Кольцов, П.А. Вяземский, А.А. Фет и др.).
Как и многие новаторские жанры, порожденные эстетической установкой романтизма на непосредственность выражения эмоции, Д. Л. раскрывала лирическую ситуацию «уединенного размышления», собственно раздумий, и т.о. эволюция жанра была связана с постепенным движением «из прошлого в настоящее», усилением в нем лирического начала. В ранний период творчества поэт обращается к жанру Д., понимая его в духе традиций Рылеева; сохраняются даже устойчивая композиция: пейзажная зарисовка, настраивающая на определенный эмоциональный тон, — явление героя и его внутренний монолог — финал, возвышающий героя над земной жизнью и уводящий в вечность (чаще всего раскрывается в триединстве мотивов подвига, гибели и исторической памяти). Наиболее последовательно реализует эту структуру Л. в ст. «Наполеон (дума)». Герой-призрак является здесь на фоне характерного оссианического пейзажа («В неверный час, меж днем и темнотой, / Когда туман синеет над водой, / В час грешных дум, видений, тайн и дел, / Которых луч узреть бы не хотел, / А тьма укрыть, чья тень, чей образ там, / На берегу склонивши взор к волнам, / Стоит вблизи нагбенного креста?…» [I; 102], — т.о. земное и временное неразрывно сопрягается с инобытийным и вечным, что окончательно утверждает право героя на бессмертье. Подобная художественная логика присутствует и в другой юношеской Д. поэта — «Могила бойца»; кольцевая композция здесь закрепляет философскую идею неразрывной цепочки смерти и бессмертья — как в памяти людей, так и в вечности («Он спит последним сном давно / <…> Но песнь — все песнь, а жизнь — все жизнь! / Он спит последним сном»; [I; 171–172].
Вновь обращаясь к жанру Д. в 1838 г. Л.-поэт переносит лирическую ситуацию «думы-медитации» из мира прошлого в настоящее. Вместо лирического персонажа — величественной героической личности — центром Д. становится «самосознающее Я» поэта: лирический субъект, наделенный всеми приметами сложного душевного мира героя-современника.
Д. как жанр при этом окончательно разрывает генетическую связь с рационалистической трактовкой истории как «урока» для потомков; лирическое содержание ст. приобретает характер глубинного самовыражения, смелого и бескомпромиссного развертывания размышлений о сущности и причинах духовной трагедии — как личности, так и всего поколения, к которому принадлежит поэт.
Лит.: 1) Анненкова Е.И. «Дума» М.Ю. Лермонтова в литературно-философском контексте 1830-х годов // Литература в школе, 1997. — № 6. — С. 8–19; 2) Грекова Е.В. Еще раз о трех очень известных романтических стихотворениях // Романтизм в литературном движении. — Тверь: ТГУ, 1997. — С. 104–113; 3) Кирдан Б.П. Дума // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.: Интервлак, 2000. — Стб. 250; 4) Коровин В.И. «Дума» // ЛЭ. — С. 147–149; 5) Ложкова Т.А. Проблема субъективной организации «Дум» К.Ф. Рылеева // Изв. Урал. гос. ун-та, 2004. — № 31. — С. 206–217; 6) «Новости литературы», 1823. — № 19. — С. 91; 7) Полукарова Л.В. О судьбе и правах человеческой личности // Тар- ханский вестник, 1997. — Вып. 7. — С. 46–49; 8) Рылеев К.Ф. Сочинения / сост. Г.А. Колосовой, вступ. ст. и примеч. А.М. Пескова. — М.: Правда, 1988. — С. 114–115; 9) «Северный архив», 1823. — № 5. — С. 422.
Т.А. Алпатова