ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ.

Под повествователем в современной филологической науке понимается «тот, кто сообщает о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам)» [1; 295]. Выбор типа повествователя, которым м. б. автор или рассказчикперсонаж, реализующие собственную определенную «точку зрения» по отношению к миру и человеку в их взаимосвязях, «обусловлен коммуникативно-творческой стратегией автора, который создаст текст» [2; 30].

При этом структура деятельности повествователя, его отношения к изображаемому противоречива: он «одновременно и голос создаваемого мира и тот, кто может рассуждать об этом мире и судить его со стороны» [2; 30].

Поэма «Мцыри» открывается своеобразным прологом, в котором проявляется в полной мере сосредоточенность бесстрастного повествователя на объективной действительности в ее разнообразных проявлениях. Объективность повествования достигается путем совмещения в прологе позиции внешнего наблюдателя («И ныне видит пешеход…») [4; 148] и повествователя, размышляющего о судьбе Грузии и рассказывающего историю героя. Следующий за прологом монолог Мцыри, состоящий из собственно исповеди (главы 3–8) и рассказа о днях, проведенных на воле (главы 9–26), становится средством раскрытия внутреннего мира героя, его духовной биографии. При этом в тексте поэмы на речевом уровне повествователь и герой не дифференцированы, выражая тождественные точки зрения по отношению к миру и человеку.

Повествователь в поэме «Демон», обладая всеобъемлющим знанием прошлого и будущего, земного и небесного, занимает позицию бесстрастного созерцателя. Повествование, сосредоточенное в первой части поэмы на изображении действительности в ее разнообразных проявлениях с обилием ярких картин земного мира, во второй части поэмы сменяется повествованием, в котором представлены две точки зрения — повествователя и героя — почти «равновеликие» и «противопоставленные друг другу» [3; 30], реализующие каждый собственное отношение к миру.

Реализуя в поэме точку зрения, противоположную точке зрения героя, более широкую и многогранную, повествователь выступает защитником краткой, «минутной» [4; 209] человеческой жизни с ее «пустыми и тягостными трудами» [4; 209] от уничижительной оценки героя. Демон смотрит на мир земной «презрительным <…> оком» [4; 185], но иначе видит мир повествователь, восхищаясь «твореньем бога своего» [4; 185], утверждая авторский взгляд на мир и человеческое бытие.

В незавершенных романах «Вадим», «Княгиня Лиговская» границы, отделяющие сферы сознания повествователя и героя, условны, благодаря чему внутренняя жизнь героя, отраженная в его монологах, показывается изнутри. Разделяя позицию героя, повествователь отказывается от роли беспристрастного созерцателя, открыто выражая собственную точку зрения по отношению к происходящему, включается в ход действия, прерывая его вторжением эмоционально насыщенных авторских высказываний — вопросами, восклицаниями, развернутыми комментариями событий, продолжающими и дополняющими речь героя.

В повествовании романа «Герой нашего времени» присутствует множество точек зрения на изображаемые события, смена которых, маркированная сменой повествователя, поддерживается композицией произведения.

Появление Предисловия от автора в структуре романа «Герой нашего времени» означало введение прямого слова автора, его прямого суждения о герое. Но непосредственно голос автора явственно выражен только в Предисловии от автора, в двух первых повестях — «Бэла» и «Максим Максимыч» — рассказ ведется от имени вымышленного повествователя — странствующего офицера, которому формально передано авторство романа. Его роль — наблюдателя и слушателя — исключает его из фабулы романа. Именно повествователю принадлежат зарисовки горных пейзажей Кавказа, описание встреченных людей и героев повестей, но о событиях, происходящих с героями романа, рассказывает Максим Максимыч. Так появляется в романе третья точка зрения на героя и события его жизни.

Подобное пересечение разных уровней понимания героя и событий, множественность точек зрения разных повествователей рождает объективный взгляд на героя и мир.

В «Журнале Печорина», предисловие к которому содержит сообщение о смерти Печорина, позволившее вымышленному повествователю опубликовать его записи, повествование о событиях передается самому герою. Но «Журнал Печорина» неоднороден: «Тамань» и «Фаталист» — это воспоминания, рассказ о событиях и переживаниях, имевших место в прошлом, а «Княжна Мери» — собственно дневник, в котором герой рассказывает о событиях своей жизни и своих размышлениях, где он не исповедуется, но анализирует свой внутренний мир. Не случайно в Предисловии к «Журналу Печорина» повествователь пишет: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки» [VI; 249].

Лит.: 1) Тамарченко Н.Д. Повествование // Чернец Л.В., Хализев В.Е., Брайтман C.H. и др. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины. — М.: Высшая школа, 1999. — С.295; 2) Шмид В. Нарратология. — М.: Языки славянской культуры, 2008. — 266 с.; 3) Недосекина Т.А. Автор в поэме Лермонтова «Демон’84Š» // Проблема автора в художественной литературе. Воронеж, Изв. Воронежского гос. пед. ин-та, 1967. —— Т. 79. Вып. I. —— С. 24––39.

Е.В. Краснова