РОМАНС

(исп. Romance romanice — по-романски, т.е. на испанском, а не латинском языке). Первоначально Р. — жанр испанской лиро-эпической поэзии, основанный на фольклорных источниках и развивавший героико-патриотическую, рыцарскую, любовную, чудесную тематику. Сложился к XIV в., с XVI– начала XVII в. стал усваиваться книжной поэзией. В дальнейшем Р. превратились в лирические произведения, положенные на музыку или рассчитанные на такое переложение, с четким строфическим делением («куплеты») и характерной напевной интонацией. От лиро-эпической природы испанского Р. эта модификация жанра сохранила устойчивые сюжетные ситуации и мотивы (любовь, разлука, гибельные страсти и страдания героев и т.п.), нередко наличие «ролевого» лирического «Я» (рыцарь, влюбленный, страдающая дева), устойчивые формы лирических обращений.

В лирике Л. жанр романса присутствует в основном в ранний период (7 ст.). Главным отличием лермонтовских Р. становится их напряженный глубокий лиризм; несмотря на «формульность» жанра и закрепившиеся по традиции лирические ситуации, в ст. поэта «романсовость» всегда тесно связана с мотивами, в целом характерными для его художественной системы; т.о. Р. Л. нередко приобретают элегическую интонацию. Наиболее часто в Р. поэта возникают мотивы разлуки и одиночества; герой их — странник, разлученный со всем, что близко и дорого сердцу; боль разлуки и горькое воспоминание об утраченном определяют лирическую тональность лермонтовских Р. (см. Р.: «Коварной жизнью недовольный…»; «Невинный нежною душою…», «В те дни, когда уж нет надежд…», «Когда я унесу в чужбину…» и др.).

В романсовой лирике поэта возникают и символические образы, также связанные с мотивами тоски и одиночества. Таковы два утеса («Стояла серая скала на берегу морском…») — символ, соотносимый с другими образами из мира природы, наделенными символико-эмблематическим смыслом одиночества в зрелой лирике Л. (Листок, Сосна, Утес и др.): «Вновь двум утесам не сойтись, но все они хранят / Союза прежнего следы, глубоких трещин ряд…» [II; 28].

В жанре Р. Л.-поэта увлекали не только возможности по-новому раскрыть характерные для его творчества лирические ситуации, но и ритмико-интонационная свобода, предполагаемая в этом жанре, наделенном особой музыкальной выразительностью. Таков Р. «Хоть бегут по струнам моим звуки веселья…», ритмический рисунок которого, построенный на чередовании трех- и четырехстопного амфибрахия, включает в себя и четырехстопный анапест, обогащающий интонационные возможности поэтического монолога. Богат и разнообразен также ритм четырех- и трехстопного хорея в Р. «Ты идешь на поле битвы…» — единственный пример «ролевого Я» в лермонтовской романсовой лирике — страх девы, душевные муки которой в одиночестве также делают героиню близкой типу «лермонтовского человека»: «Если кто тебе укажет / На могилу и расскажет / При ночном огне / О девице обольщенной, / Позабытой и презренной, / О, тогда, мой друг бесценный, / Ты в чужой стране / Вспомни обо мне» [II; 34].

Лит.: 1) Белощин А.М.»Протекших дней очарованья»: О поэтике романсов А.А. Дельвига // Русская речь, 2002. — № 4. — С. 3–9; 2) Клюкина А.В. «Я упою тебя чудными звуками…» («неистовый романтизм» и русская романсная культура) // Синтез в русской и мировой художественной культуре. — М.: Дрофа, 2009. — С. 21–27; 3) Неженец Н.И. Эстетика романсно-песенной лирики // Пушкинский сборник. — М.: Русский путь, 1999. — С. 79–88; 4) Никкарева Е.В. Жанр романса в лирике М.Ю. Лермонтова // Дергачевские чтения — 2008. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2009. — Т. 1. — С. 106–112; 5) Опришко Е.Н. Жанр романса в системе русской лирики // Системность литературного процесса. — Днепропетровск: ДГУ, 1987. — С. 29–34; 6) Саркисян Л.С. Об одном «несостоявшемся» жанре русской лирики конца XVIII — начала XIX века (Карамзин и Державин) // Русская литература, 1990. — № 4. — С. 196–202; 7) Соколов О.В. Пушкинский стих и русский романс // Болдинские чтения. — Н. Новгород, 1995. — С. 133–143; 8) Яницкая С.С. Романс в творчестве Ю.А. Нелединского-Мелецкого // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвуз. сб. науч. тр., посвящ. памяти проф. В.А. Западова. — СПб.; Самара, 2001. — C. 194–199.

Т.А. Алпатова