СЕНТИМЕНТАЛИЗМ.

Наряду с другими литературными направлениями, восходящими к XVIII в., С. в творчестве Л. представлен преимущественно в юношеских произведениях, глубоко трансформируется и тесно взаимодействует с иными традициями — в первую очередь рококо и романтизма.

Любопытно, что личностное (и, по-видимому, творческое) становление Л.-ребенка происходило под несомненным воздействием сентименталистской литературной традиции, значимой для него личностно: сохранился альбом матери поэта, М.М. Лермонтовой, судя по которому, ее литературные вкусы, в духе той эпохи, определялись сентименталистскими жанрами, образами и мотивами — см. элегию, вписанную М.М. Лермонтовой в альбом: «О злодей, злодей — чужая сторона, / Разлучила с другом милым ты меня, / Разлучила с сердцем радость и покой, / Помрачила ясный взор моих очей…» [5]. Альбом открывался просьбой хозяйки: «Вы пишете потому, что хотите писать. Для вас это забава, развлечение. Но я, искренно любящая вас, пишу только для того, чтобы сказать вам о своей любви. Я люблю вас. Эти слова стоят поэмы, когда сердце диктует их» [5] и, судя по описанию Н. Рыбкина, Л. хорошо знал этот альбом, обращался к нему как в детстве, так и в зрелые годы.

Сентиментализм как литературная традиция в 1830-е — начале 1840-х гг. осознавался в основном в связи с характерными жанрами (любовные элегии, песни, дружеские послания) и образно-тематическими пластами, связанными с карамзинскими произведениями («Письмами русского путешественника», «Бедной Лизой» и др.). В сравнении с романтическим мироощущением он представлялся лишь началом того пути к индивидуально-авторскому типу художественного сознания, который ярко раскрылся у романтиков. В лермонтовском наследии отчетливо связаны с сентименталистской традицией ст. «Осень» (1828; ср. одноименное ст. Н.М. Карамзина, опубликовано: «Московский журнал», 1791, ч. 6, с. 11 и в последующих собраниях сочинений писателя нач. с 1803 г.), «К Нине. Из Шиллера», «Элегия». Близкой Л. представляется исходная эстетическая установка С. на усложнение изображения чувств и переживаний человека, постижение необъяснимых загадок «жизни сердца», атмосферу меланхолии, которая в ст. юного поэта приобретает все больший трагизм; т.о. гармонизированная, уравновешенная картина мира С. постепенно перерастает у него в подлинно романтическую.

Особой проблемой в составе «Л. и С.» представляется судьба руссоистского начала в его творчестве. Начиная с первого опыта переложения в форме либретто поэмы А.С. Пушкина «Цыганы» и до романа «Герой нашего времени» Л. развивает мотив столкновения человека, пришедшего из мира цивилизации, с миром «естественных» людей — в русской литературе рубежа XVIII-XIX вв., особенно благодаря повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» ставший основным в осмыслении руссоистской идеи. И хотя исходный тезис Руссо о гибельности цивилизации для нравов и души современного человека. Безусловно, усваивается и Л., его позиция по отношению к Руссо представляется противоречивой. Вслед за Карамзиным и Пушкиным и в поэмах, и особенно в романе «Герой нашего времени» он склонен видеть противоречия, дисгармонию и в конечном итоге трагизм в изображении не только цивилизации, но и жизни «детей природы» — кавказских горцев, людей Древней Руси, «честных контрабандистов» и др. Именно поэтому для его героя «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой» [VI; 232], именно поэтому, в противоположность более рационалистичной трактовке Руссо, Л. отказывается возлагать на кого-либо из героев вину за совершившуюся катастрофу. Так сентименталистский по природе мотив раскрывается в гораздо более глубоком философском ключе — что в целом характерно для судьбы всех устойчивых мотивно-тематических структур, связанных с определенной литературной традицией, в лермонтовском творчестве.

Лит.: 1) Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994. — С. 3–38; 2) Алпатова Т.А. Ж.-Ж.Руссо и руссоизм в «Письмах русского путешественника» Н.М. Карамзина // Acta Universitatis Lodzienisis. 6. Nawiązania do trafycji literackiej — w twórczości klasyków I autorów współczesnych. — Łódż, 2013. — С. 9–23; 3) Вольперт Л.И. Лермонтов и французская литературная традиция (в сопоставлении с Пушкиным); 4) Вольперт Л.И. Тайный цикл // Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. Тарту: Тартурский университет, 2010. — С. 33–61; 5) Рыбкин Н. Описание альбома М.М. Лермонтовой // Исторический вестник. 1881. Т. VI. — С. 374–375.

Т.А. Алпатова