«АРФА»
(1830–1831). Автограф неизвестен. Копия хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 11 об. Впервые опубликовано в «Сев. вестнике» (1889, № 2, отд. I, стр. 122).
Написано или под непосредственным влиянием поэзии Оссиана, или под влиянием оссианических мотивов в русской поэзии (в частности, Л. мог быть знаком со ст. В.А. Жуковского «Эолова арфа»). Оссианические мотивы встречаются также в ст. Л. «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…», 1831).
В этом ст. выразилось отношение Л. к собственному творчеству: только сам поэт может выразить свои мысли и чувства, когда кто-то другой, даже его возлюбленная, касается его арфы, арфа молчит.
Б.М. Эйхенбаум отмечает необычность ритмической структуры ст.: согласно русской стихотворной традиции, в октаве, написанной пятистопным ямбом, чередовались мужские и женские рифмы, тогда как у Л. только мужские. Это объясняется влиянием английской поэзии.
Ст. положили на музыку П.А. Барчунов, С.Н. Василенко, Ю.Л. Вейсберг, Л.Б. Никольская.
Лит.: 1) Лермонтов в музыке: Справочник / Сост. Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. — М.: Сов. композитор, 1983. — 176 с.; 2) Эйхенбаум Б.М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. — Л.: Гос. изд-во, 1924. — 168 с.
Т.С. Милованова