«БАЛЛАДА» («В ИЗБУШКЕ ПОЗДНЕЮ ПОРОЮ…») (1831?).

Автограф неизв. Копия хранится в ИРЛИ, оп. 2 (тетр. из собр. А.А. Краевского). Впервые опубликовано в «Русской мысли» (1881, № 12, с. 20).

Раннее ст. Л. Датируется предположительно 1831 г., т.к.может быть связано с относящимся к этому времени замыслом поэмы о татаро-монгольском нашествии и Мстиславе Черном; сюда же примыкает ст. «Отрывок» («Три ночи я провел без сна — в тоске…»), поскольку эпизод с молитвой на кургане Л. также планировал включить в поэму.

«Баллада», в отличие от других произведений этого жанра, не имеет развернутого сюжета и представляет собой небольшой, хотя и остродраматический, эпизод гибели воина на глазах у жены и сына. Исследователь С.Н. Дурылин отмечал, что напутствие, которое «славянка юная» дает сыну, по своей лексике и стилистике далеко от народных песен, и потому ст. представляет собой «холодное риторическое упражнение» [1; 173]. Следует,однако, отметить, что эта оценка несправедлива. «Баллада» не неумелая попытка реалистического рассказа из русской истории, а дань довольно значительной литературной традиции, идущей от XVIII в. и не имеющей отношения к реализму. Эта лассицистическая традиция в изображении чувств патриота и гражданина была подхвачена в XIX в. поэтами гражданственного романтизма.

Впрочем, в замысле поэмы о Мстиславе Черном Л. заменил сочиненную им песню «славянки» на подлинную народную: «Мстислав проходит мимо деревни; одна женщина поет, баюкая ребенка. (Что за пыль… Злы татаровья) — он радуется тому, что эта песня вдохнет ребенку ненависть против татар; и что если он погибнет, то останется еще мститель за отечество» [VI; 381].

Образ матери, поющей над колыбелью сына и вдохновляющей его быть смелым воином, появится и в позднем творчестве Л. — в «Казачьей колыбельной песне» (1840).

Лит.: 1) Дурылин С.Н. На путях к реализму // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худ. лит., 1941. — С. 163–250; 2) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова / Отв. ред. Г.М. Фридлендер. — М.; Л.: Наука, 1964. — 266 с.

Т.С. Милованова