«БОЙ» (1832).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетр. XX), л. 48. Впервые опубликовано: «Северный вестник» за 1889г. (№ 3. Отд. I. С. 94–95) и в Соч. Л. под ред. П.А. Висковатова (Т. 1. 1889. С. 226).
Ст. ран. Л. представл. соб. двенадцатист. (пятист. ямб, астрофич. стихи), в кот. запечатл. реальн. картина боя враждующ. Ангелов, «сынов небес» [II; 43]. Арханг. Михаил (др.-евр. Михаэ́ль – «Кто как Бог»; др.-греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) – «вождь воинства Господня» (Нав., 5; 14), предвод. благословен. небесн. воинства в борьбе с темн. силами ада (Откр.12, 7–9). «Предполаг., что непосредств. толчком к созд. эт. ст. послужило зрелище грозы» [13; 67]. Сюжетообразующ. элем. в ст. явл. библ. представл. об искон. противост. добра и зла. В зрелищн. воспр. грозы поэт опирается на метафорич. изображ. пейзажа, облекая его библ. ассоциац. и создав. целост. эсхатологич. картину столкнов. сил добра и зла, что вызыв. круг апокалиптич. аллюзий: Христос во втор. пришествии Своем явится миру как Судия на бел. коне с Ангелами, кот. послед. «за Ним на конях белых, облечен. в виссон белый и чистый» (Откр.19; 14). В «воине младом», «одетом в светл., серебрист. одежды, угадыв. Архистр. Михаил, главн. воитель, вождь небесн. рати, имен. в ветхо- и новозаветн. текстах «князем снега, воды и серебра» » [13; 67], а в чернеце – зл. демон. Серебро издр. счит. металлом, наделен. божеств. силой, и до сих пор использ. в храмов. богосл. Итогом борьбы двух ангелов станов. законом. победа сил добра и света: «Михаил, несомн., светл. божество, борец за добр. нач. Но все–таки это борец карающ., грозн. ангел». [2; 46]. Авт. не отказыв. от традицион. религиоз. интерпр. поединка и его исхода, не допускающ. сомнения в победе Ангела Света, кот. сражается на стор. Бога. Хотя поэт и убежден в превосх. «противника втор.», зл. духа, («Я пожалел о воине младом»), последн. оказыв. низвержен на землю с небес: «И пал на землю черный конь» [II; 43]. Ст. «интер. св. словесн. живописью. Резко выдвинут на перв. пл. эстетич. смысл контраста света и тьмы: светл. всадник «серебр. обвешан бахромою», его противник – «в одежде чернеца», на «черн. коне» » [13; 67]. Образ крылат. коня восх. к представл. об Ангелах: их крылья помог. им исполн. волю Божью. В ст. «образн. переключ. в сферу визуальн.»: использ. глаг «заметил» и дееприч. «видя» [9; 67]. Л., «носящ. имя Архистр. Небесн. Сил» [6; 197], «отличается ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесн. и царям земн.,…войною прот. порока и нечестия, пост. смирен. и самоотвержен.» [12; 5–6], св. поэз. побужд. к стоянию в доброд. и к готовн. предстоять Суду Бож.» [6; 197]. Т.о., религ.–символич. образность ст. станов. поэтич. иллюстр. Л. ангелологии.
Лит.: 1) Гуревич А.М. «Земное» и «небесное» в лирике Лермонтова//Изв. АН СССР. С. лит. и яз. 1981. – № 4 – С. 303–311; 2) Добиаш–Рождественская О.А. Культ свят. Михаила. – Пг., 1917. – 396 с.; 3) Дрыжакова Е. Оппоз. “добро–зло” в лирике Лермонтова//Мих. Лерм. 1814–1989. Норвич. симп. Нортфилд, – Вермонт, 1992. – С. 53–68; 4) Ильинский О. П. Религ. –романт. образность лир. Лермонтова//Зап. Рус. акад. гр. в США. Т. 23. – Нью-Йорк, 1990. –С. 3–18; 5) Кузнецова А.В. Лир. универс. М.Ю. Л.: семант. и поэт. Д. д.–ра фил. н. – Рост. н/Д, 2003. – 458 с.; 6) Киселёва И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская сист.: моног. – М.: МГОУ, 2011. – С.197; – С. 251; 7) Красных И.Г. Тема демонизма в творч. Фрид. Ницше, Мих. Лерм. и Мих. Врубеля //Ф. Ницше и рус. философ. – Екатеринбург: УрГУ, 2000. – С. 72–77; 8) Любович Н.А. «Мцыри» в идейн. борьбе. 30–40-х гг.//Творч. М.Ю. Лермонтова. – М.,1964. – С.109–110; 9) Мурьянов М.Ф. «Бой»// ЛЭ. – С.67; 10) Милевская Н.И. Божественое и демоническое у М.Ю. Лермонтова//Рус. литерат. альм. – М., 2004. – С.189–203; 11) Протопресв. Мих. Помазанский. Догматич. богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. – С. 91–102; 12) Седмь Архангелов Божиих – М., 1996. – С. 5–6; 13) Чистова И.С. «Бой»// ЛЭ. – С.67; 14) Чистова И. С. Заметки о двух ст. Лермонтова [«Бой» и «Черны очи»]//Русская литература, 1981. – № 2. – С. 178–182.
О.В. Сахарова