«БУЛЕВАР» (1830).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 7 (тетрадь VII), лл. 2 об. – 4 об. тетр. VII. Впервые опубликовано в Соч. под ред. Висковатого (т. 1, М., 1889, с. 119-121).
Раннее сатирич. ст. Л. (июль-август 1830 г.). Призывая «сатиров» и «чертенка» «из подземного огня», поэт выплескивает на бумагу злость и негодование от пошлости, вульгарности, порочности «бульварного маскерада» [I; 141]. Негодуя на царящие здесь пустоту и искусственность, лирич. герой всей душой стремится к подлинности и естественности. Экспрессивность и неудержимость обуревающих его эмоций задаются первой же фразой: «С минуту лишь с бульвара прибежав, / Я взял перо…» [I; 141]. Пятистопный ямб, содержащий только мужские рифмы, также придает ст. быстрый темп и хлесткость.
Перед взглядом лирич. героя проходит вереница карикатурно очерченных лиц «бульварной семьи»: «невинная красотка в 40 лет», «старец с рыжим париком», пустые, спесивые кокетки. В сатире появляются персонажи, имеющие реальные прототипы. В «согбенном сыне земли» с «восточную душой» [I; 142] исследователи обычно видят поэта и издателя «Дамского журнала» кн. Петра Ивановича Шаликова (1767–1852), грузина по происхождению. Л. открыто упоминает Башуцкого и Мосолова, по-видимому, имея в виду писателя и журналиста Александра Павловича Башуцкого (1801–1876), и генерал-майора Фёдора Ивановича Мосолова (1771–1844), в то время жившего в доме на Тверском бульваре.
Поэт не жалеет красок для обличения «бульварного маскерада». Язык ст. отличают экспрессивно окрашенные эпитеты, витиеватые сравнения и гиперболы («депутат столетий и могил, / Дрожащий весь и схожий с жеребцом, / Как кровь ему из всех пускают жил» [I; 141]; «холодны они, как при луне/ Нам кажется прабабушкин портрет» [I; 142]).
Но через хлесткую сатиру проглядывает грусть, выдающая интимные переживания лирич. героя («И я любил! – опять к своим страстям!» [I; 142]). Проникновение трагических нот в комическое повествование – характерная черта всего творч. Л. В «Б.» среди гневных излияний вдруг появляются «сон младенческих ночей» и «песня матери» [I; 143].
У Л. были и другие сатирич. замыслы, связанные с «Б.». В рукописи ст. есть приписка: «В следующей сатире всех разругать, и одну грустную строфу. Под конец сказать, что я напрасно писал и что если б это перо в палку обратилось, а какое-нибудь божество новых времен приударило в них, оно – лучше» [I; 408], и в скобках как постскриптум: «(Продолжение впредь)».
Лит.: 1) Афанасьев В.В. Лермонтов. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 560 с.; 2) Иванова Т.А. Юность Лермонтова. – М.: Советский писатель, 1957. – 359 с.; 3) Шехурина Л.Д. «Булевар» // ЛЭ. – С. 72.
Ю.Н. Сытина