«ЧАША ЖИЗНИ» (1831).
Автограф — ИРЛИ, тетр. XI. Копия — там же, тетр. XX. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, № 11, отд. 1, с. 264–265.
Ст. относится к ранней философской лирике Л. В аллегорической форме поэт изображает не только свое трагическое мироощущение, но и мироощущение своего поколения. Ст. написано от лица поколения 1830-х гг. («мы», «нас», «не наша»). В центре метафора жизни как чаши. Чаша сделана из золота, что символизирует кажущееся счастье. Эта чаша пуста. Человек пьет собственные соленые слезы. Также как чаша жизни наполнена мечтой, так и человек полон иллюзиями, которые исчезают под действием времени («Когда же перед смертью с глаз / Завязка упадает, / И все, что обольщало нас, / С завязкой исчезает» [I; 203]). Ключевое слово первой строфы — «слезы», второй — «смерть», третьей — «мечта».
Образ «чаши жизни» как романтической аллегории был популярен в элегической поэзии 1820–30-х гг. Ст. Л. перекликается с «Двумя чашами» (1826) С.П. Шевырева. Но ст. Шевырева несет в себе философско-религиозный характер осмысления темы бытия, тогда как у Л. тема бытия тесно переплетена с мотивом разочарования, потерянности своего поколения. Также выражение «жизни чаша» встречается в ст. Л. «Монолог» 1829 г. (ср. «И нам горька остылой жизни чаша»), где тоже появляется образ разочарованного поколения.
Лит.: 1). Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М. ;Л.: АН СССР, 1961. — С. 323, 336; 2) Рождественский В. Лирика гнева и печали // Звезда. 1964. — №10. — С. 10.
М.А. Дорожкина