«ЧЕРКЕШЕНКА» (1829).
Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 2, т. II. Впервые опубликовано: Соч. М.Ю. Лермонтова под ред. П.А. Висковатого (1889, т. 1, с. 42–43).
Ст. «Черкешенка» (1829) написано в романтических традициях, во многом под влиянием воспоминания о первом посещении Кавказа поэтом в 1825 г. и его первой любви (см. «Кавказ», «Первая любовь»), а также романтической поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» (1820–1821гг.).
Черкешенка — дитя «природы дикой красоты», несущая в себе «тихую простоту» и принадлежащая к «народу счастливому» «степей глухих». Первая часть ст. утверждает красоту «естественного человека», воспитанного на лоне дикой природы. Но вторая часть ст. переводит нас в духовную, метафизическую сферу. «Взор девы» пробуждает сердце, а мысль устремляется в горную высь.
О символическом характере пейзажа у Л. пишет А.Ф. Лосев [2]. И. А. Киселева раскрывает символику образа гор в лирике Л.: «В символическом ландшафте поэтического космоса Л. ведущими являются образы водного простора, гор, пустыни, онтологию которых поэт видит в их функциях порога, пространства перехода» [1]. Третья часть ст. строится по принципу синтаксического параллелизма: «звуки райские» пробуждают «дух раскаяния» и потребность «узреть еще небесный вид», а «стон любви» звучит в памяти «до гроба», вызывая стремление покаяться.
Ст. положено на музыку В.Н. Кочетовым [5].
Лит.: 1)Киселева И. А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. — М.: МГОУ, 2011. — С. 123, 100; 2)Лосев А.Ф. Проблема символа в связи с близкими к нему литературоведческими категориями // Изв. АН СССР. Серия лит-ры и яз. — М.: АН СССР, 1970. — Т. 29. Вып. 5. — С. 186, 377–390; 3) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. – С. 52; 4) Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 1973. — С. 292; 5) Лермонтов в музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.
Е.А. Федорова (Гаричева)