«ЧУМА» (1830).
Автограф: беловой — ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь VIII, л. 12 об.-13 об. Копия содержит ошибки — ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь XX, л. 4–4 об. Впервые ст. было опубликовано с рядом неточностей в «Русской мысли» (№ 4, 1883, с. 77–78).
Юношеское ст. Л. написано во время эпидемии холеры, которую обыватели называли «чумой».
Подзаголовок ст. — «отрывок» — определяет его жанровое своеобразие, что подчеркивается авторской нумерацией 6 строф, начинающихся с 79-й.
Композиция ст. имеет завершенный характер и представляет читателю историю дружбы двух героев, получающей трагическую развязку, характерную для эстетики романтизма.
Схематичность в описании персонажей и отсутствие у них имен придает повествованию обобщенное и даже философское звучание. При создании образов героев, быть может, Л. испытал влияние поэмы А.С. Пушкина «Братья разбойники» (1822). Традиционное противопоставление характеров друзей («один был юн» — «другой узнал… жизни зло», «играла кровь в щеках» — «высокое и бледное чело») усиливает трагизм финала: из жизни уходит тот, кто не успел утратить «блистающий и быстрый взор», и даже любовь друга оказывается бессильной перед неумолимым роком. Эмоциональный накал внутренних переживаний старшего товарища, передающийся посредством использования глаголов («вставал, ходил, бледнел и вдруг садился вновь, ломал в безумье руки — но молчал»), наталкивается на бесстрастность механических действий могильщиков в последней строфе. Резкая интонационно-ритмическая смена в финале реализует авторскую мысль о холодности окружающего мира к трагедии конкретной личности.
В варианте автографа после 48-го стиха располагалась зачеркнутая 85-я строфа, в которой изображалась смерть второго, «бестрепетно» ожидавшего конец героя.
Ст. написано октавой с нехарактерной для нее муж. рифмой.
Лит.: 1) Пумпянский Л.В. Стиховая речь Лермонтова // Литературное наследие. — Т. 43–44. — М.: Наука, 1941. — С. 398.
Т.М. Фадеева