«ДВА СОКОЛА» (1829).
Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. II. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, № 7, отд. 1, с. 20–21.
Юношеское ст. Л. (1829). В ст. имеются фольклорные мотивы (разговор двух соколов), однако в целом оно ближе не к народным песням, а к господствующей в то время литературной традиции. Исследователи отмечали близость ст. «Два сокола» к пушкинскому «Ворон к ворону летит…»; возможно, Л. был знаком и со ст. Вальтера Скотта «Два ворона» («The Two Corbies»). Однако и в этом раннем, еще не вполне совершенном по форме произведении Л. не подражает своим литературным предшественникам, а решает собственные творческие задачи и размышляет над проблемами, типичными и для последующего его творчества.
Уже в 1829 г. поэт остро ощущает свое одиночество, сиротство. Т.И. Радомская характеризует художественный мир Л. как «бездомный, страннический» [3; 189]; свою страну поэт воспринимает как бы со стороны, ощущая некую отчужденность от нее. Исследовательница приводит в пример ст. «К Д…ву» (1829), но сходные настроения можно найти и в ст. «Два сокола». Уже сам выбор в качестве наблюдателей соколов, вольных птиц, совершенно чуждых человеческому обществу, свидетельствует о желании Л. дать максимально отстраненную оценку людям и мироустройству. В ст. осуждаются те пороки светского общества, которые всегда были неприемлемы для Л.: бессердечие, непостоянство, неспособность понять страдания других («Девы мукой слез правдивых / Веселятся как игрой», [I; 53], бессмысленность существования (от юности, удрученной «ношею обманов скрытых», до старости, полной «вспоминаний ядовитых»). В последних строках ст. звучит характерный для лермонтовской любовной лирики упрек неверной возлюбленной.
Лит.: 1) Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века. — М.: Пашков дом, 2011; 2) Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. — Л.: Худ. лит., 1940. — 320 с.; 3) Радомская Т.И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX в. Опыт духовного, семейного, государственного устроения. — М.: Совпадение, 2006. — 237 с.
Т.С. Милованова