«ДВА ВЕЛИКАНА» (1832).
Первонач. автограф с поправками — ИРЛИ, тетр. XX (с лишней вычеркнутой строфой). Авториз. копия рукой С. А. Раевского — ГИМ, ф. 445, № 227- а (тетр. Чертковской б-ки). Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1842, № 5, отд. 1, с. 1–2.
Ст. Л. было написано по случаю 20-летней годовщины Отечественной войны 1812 г. Эта тема живо интересовала Л. в двух аспектах: с одной стороны, осмысление романтического ореола, котором был окружен в глазах поэта Наполеон, с другой — попытка понять провиденциальное значение войны для истории России, истинные, метафизические причины победы над наполеоновским нашествием. В этом юношеском ст. Л. объединяет обе эти темы: «два великана» — два своеобразных «героя» — выступают не просто аллегориями двух противостоящих государств; «трехнедельный удалец» и «русский витязь» предстают как две принципиально различные онтологические силы: сиюминутность существования, своевольное желание захватить славу, с одной стороны, и спокойная уверенность — с другой (не случайно улыбка русского витязя названа в ст. «роковою», Россия в сознании юного Л. оказывается истинным воплощением судьбы — Провидения, ее победа над «трехнедельным удальцом» Наполеоном — то, что должно свершиться). Последняя строфа близка другим ст. Л. т.н. «наполеоновского цикла», она развивает мотивы, связанные с романтизацией Наполеона как героя-изгнанника, утратившего все на земле, жертву рока, также олицетворяющую всевластие надчеловеческих сил в земной истории («И упал он в дальнем море, / На неведомый гранит, / Там, где буря на просторе / Над пучиною шумит…») [II, 51].
Ст. иллюстрировали художники Ф.Д. Константинов, В.Я. Суреньянц и др.Оно было положено на музыку Д.А. Столыпиным, Э.Ф. Направником, М.Д. Васильевым, М.А. Шишкиным, С.А. Траилиным и др. [11].
Лит.: 1) Бродский Н. Л., Избранные труды. — М.: Просвещение, 1964. С. 143–145; 2) Вольперт, Л. И. Отмеченный божественным перстом… // Лермонтов и литература Франции. — Таллин: Фонд эстонского языка, 2005. — С. 239–260; 3) Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении. — Пг., 1915. — С. 124–125; 4) Ефимова М. Т., Тема 1812 г. в юношеских стихотворениях М.Ю. Лермонтова // Ежегодник науч. работ. 1960, ч. 1. — Херсон, 1961. С. 94–95; 5) Назарова Л.Н. Два великана // ЛЭ. С. 128; 6) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. С. 439, 440; 7) Пумпянский Л.В. Стиховая речь Лермонтова // ЛН. Т. 43–44. С. 409–410; 8) Шагалов А.Ш. Тема Наполеона в творчестве М.Ю. Лермонтова // Вопросы русской литературы. — М., 1970. — С. 195, 211; 10) Эйхенбаум Б.М. <Комментарии> // Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Т. 1. — Л.: ГИЗ, 1941. — С. 330; 11) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.
Т.А. Алпатова