«ГРАФИНЕ РОСТОПЧИНОЙ» («Я верю: под одной звездою…») (1841).

Автограф неизв. Впервые — сб. «Рус. беседа», т. 2, СПБ, 1841, с. 94. Послание обращено к поэтессе и другу Л. Евдокии Петровне Ростопчиной (см. также «Додо» — «Новогодние мадригалы и эпиграммы»). Сама поэтесса незадолго до этого, 27 марта 1841 г., посвятила Л. ст. «На дорогу», также оказавшееся прощальным в их творческом общении.

Двухчастная композиция ст. становится основой для развития художественной мысли от поэтической исповеди к символико-аллегорическому обобщению. Два человека, подобно двум волнам, сближаются нежданно и словно бы вопреки закономерностям бытия, всегда разлучающего близких, обрекающего человека на одиночество. Поэтическое размышление развертывается между двумя противоположными эмоциональными началами: веры и неверия, мечты и разочарования, жажды любви и ощущения ее бесплодности:

Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны. <…>
Предвидя вечную разлуку,
Боюсь я сердцу волю дать;
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять [II; 189]

И в «исповедальной», и в символико-аллегорической части ст. заметен этот контраст: слова-знаки, связанные с мотивом любви и мечты («мы шли дорогою одною», «дружно», «ропот сладостный и томный», «ласки вечные свои»), постоянно сталкиваются с образами, насыщенными иной семантикой. Мечты неизбежно обманывают, слово не в силах выразить истинного чувства перед лицом «вечной разлуки», которая одна представляется неизбежной.

Э.Найдич предполагал, что у В.Г. Белинского был списком ст. Л. «Договор», который оканчивался строфою «Так две волны несутся дружно…». В письме к В. П. Боткину он писал: «Эта пьеса напечатана не вполне; вот ее конец…», и далее следовала названная строфа [XII; 85].

Лит.: 1) [Ростопчина Е. П., Прим. к ст. «Пустой альбом»], в ее кн.: Стихотворения, т. 2, 2 изд., — СПБ, 1857, — С. 85; 2) Шувалов С.В. Мастерство Лермонтова // Жизнь и творчество М.ЮД.Лермонтова. — Кн.1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 264–265; 3) Найдич Э. Э., Иносказательные образы у Лермонтова // Русская речь. 1976. — № 6, — С. 27–31; 4) Гиллельсон М.И. Последний приезд Лермонтова в Петербург // Звезда. 1977. — № 3. — С. 190–94, 195, 197, 199; 5) Щеблыкина Л.И. Тема маскарада в творчестве М.Ю. Лермонтова и Е.П. Ростопчиной //Лермонтовский выпуск. — Пенза, 1996. — № 5. — С. 41–47.

Т.А. Алпатова