«ГРОБ ОССИАНА» («ПОД ЗАНАВЕСОЮ ТУМАНА…») (1830).

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. VI. В автографе приписка Л.: «(Узнав от путешественника описание сей могилы) ». Впервые — «Русская старина», 1873, т. 7, № 4. С. 562.

Проникнутое оссианическими мотивами, это ст. юного Л. может рассматриваться как ступень в освоении поэтом нескольких мотивов, характерных для его художественной системы в целом.

Прежде всего, это одно из первых обращений к характерному «оссианическому пейзажу», освоение которого было столь важно для становления русского предромантизма и романтизма. Л. находит характерные его приметы (туман, бури, горы, ветры и т.п.), причем пока это очень обобщенные «знаки» оссианической традиции, которая сопрягается в ст. с личностно важным для поэта воспоминанием о собственных шотландских корнях — строка «В горах Шотландии моей» содержит намек о Георге Лермонте, выходце из Шотландии, потомком которого считал себя Л.

Возможность приблизиться в мечтах к гробу Оссиана как своеобразному источнику поэзии позволяет лермонтовскому человеку обрести утраченное вдохновение и жизненную энергию («Летит к ней дух мой усыпленный / Родимым ветром подышать / И от могилы сей забвенной / Вторично жизнь свою занять!…», [I; 124]). Так в ст. юного поэта появляется характерный для лермонтовской художественной системы в целом мотив противопоставления живого и мертвенного, причем неожиданная, парадоксальная инверсия этих начал позволяет видеть истинную жизнь в том, что кажется умершим и забытым.

И.И. Грибушин связывает название этого ст. Л. с одноименным ст. Мансурова (альм. «Каллиопа», М., 1817, — С. 153–156; перепечатано в изд.: «Избр. соч. и переводы в прозе и стихах», ч. III, М., 1825, — С. 195–98). Думается также, что в целом и название, и образ гробницы древнего поэта, имя которого стало знаком определенной поэтической традиции и своеобразным средством сохранить дух поэзии среди живых, навеян более распространенной традицией ст. с образом «гроба Анакреона» (см. одноименное ст. А.С.
Пушкина).

Ст. иллюстрировал Д. Митрохин. Положил на музыку А. Ф. Гедике [3].

Лит.: 1) Иезуитова Р.В. Поэзия русского оссианизма // Русская литература, 1965. — № 3, — С. 72–73; 2) Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе (конец ХУШ первая треть XIX века). — Л.: Наука, 1980. — 205 с.; 3). Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.А. Алпатова