== «ИСПОВЕДЬ»== (1831).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 11 (тетр. XI), лл. 4 об. – 5. Вп. было опубл. в журн. «Отеч. записки» за1859г. ( Т. 127. № 11. Отд. I. С. 264).
Юношеское ст. Л. представл. соб. «разновидность лирич. самовыражения» [8; 201], кот. «соединяет в себе особенности «исповедальн.» лирики и ораторск. монолога» и выраж. «разочаров. в мире и людях, в собств. романтич. иллюзиях автора» [2; 202]. Антитеза «теплой веры» и «хладного опыта», намечен. в ст., говорит о двух способ. познания мира лирич. героем: «первый из них опирается на опыт и эксперименты, второй – на прозрения ума» и сердца [3; 15]. Вера нужна Л как «прочн. и творч. основа жизни» [3; 16]. Л. исповедь и становится «местом столкновения веры и опыта» [8; 201]. Интимно исповед. монолог Л. станов. вербализацией глуб. филос. размышлений о возвышен. любви и скоротечности земн. счастья, о вечн. ценностях бытия: о желании верить, что «мир для счастья сотворен», «что время лечит от страданья», «что добродетель не названье», «что поцелуи и улыбки/ Людей коварны не всегда» [I; 201]. Для поэта «истинная вера, как искра, зажжен. от Духа Св. в сердце челов., разгорается теплотою любви» [11; 34]. Л. «хотел, чтобы обновился человек, чтобы вечная борьба священ. с порочным, кот. происходит в душе каждого из нас, завершилась, если не победой, то хотя бы перевесом священного» [15; 7]. Религ. целостность св. представл. о мире и человеке в нем, поэт репрезентировал в творч.: сердце, кот. хранит в себе «глубокий след» св. непреодол. связи с «теплой верой» в Бога, «полно сожалений» о свершен. поступках и горестн. переживаний, сжигающ. изнутри «огнем язвительным св.» [I; 201]. Л. в ст. ставит на перв. место пробл. рефлектирующ. сознан., пытаясь опытно познать соедин. ума с сердцем, олицетворяющ. полноту веры. Постоянн. вним. к себе и св. сердцу станов. фактом его духовн. жизни. Т.о., сомнения Л., порожден. рационалистич. духом лукав. времени, находят св. таинственно метафизич. выраж. в опыте «теплой веры» [I; 201], кот. позвол. ему интуитивно постичь глубину св. духовно–нравств. состояния.
Лит.: 1) Ваховская А.М. Исповедь// Литер. энц.терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – М.: Интервлак, 2001. – Стб. 320–321; 2) Голованова Т.П. Исповедь »// ЛЭ. – С. 202; 3) Зеньковский В., прот. Вера и неверие.// О вере и нравств. по уч. Правосл. Церкви.Сб.ст. – М.: Изд. Моск. Патриарх., 1991. – C. 13–18; 4) Исупов К.Г. Исповедь: к опред. термина // Метафизика исповеди. Простр. и время исповед. слова: мат. междунар. конф., 26–27 мая 1997 г. – СПб.: СПбГУ, 1997. – С. 7–9; 5) Киселёва И.А. Творч. М.Ю. Лерм. как рел.-философ. сист.: моногр. – М.: МГОУ, 2011. – 314 с.; 6 ) Ладушин И.А. Культурно-исторические истоки исповед. самосознания: автореф. дис. … канд. философ. наук. – Урал. орд. Труд. Кр. Знам. гос. ун-тет им. А.М. Горького. – Екатеринбург: УрГУ, 1994. – 20 с.; 7) Милевская Н.И. Мотив покаяния в ран. творч.М.Ю. Лерм.// Еванг. текст в рус лит. XVIII–XIX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. науч. тр. Вып. 2.– Петрозаводск: ПетрГУ, 1998. – С. 222–333; 8) Песков А.М., Турбин В.Н. Исповедь // ЛЭ. – С. 201; 9) Прот. Алексий Осипов. Путем покаяния. – М.: Отчий дом, 1998. – 127 с.; 10) Св. прав. Иоанн Кронштад. Душа–христианка. Созерц. и чувства хр. души. Из дневн. на 1904 год. – М. – СПб, 1997. – 256 с.; 11) Свят. Отцы о Боге и вере. – М., 1991. – 64 с.; 12) Уваров М. Архитектоника исповед. слова – CПб.: «Алетейя», 1998. – 256 с.; 13) Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. – Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1971. – С. 223–226; 14) Шишкина А. Жизнь, лирич. исповедь и вопр. мастерства// Нева. –1964. – №2. – С. 181–188.; 15) Щеблыкин И.П.Поэт пророчества и преодоления //Лермонтов. – Пенза, 1999. – Вып. 5. – С. 24–39.
О.В. Сахарова