h3. «ИТАК, ПРОЩАЙ! ВПЕРВЫЕ ЭТОТ ЗВУК» (1830).

Автограф неизвестен. Впервые опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» (1844, № 6, отд. 1, с. 129) под заглавием «К Е…А…е». Ст. явилось откликом на отъезд Е.А. Сушковой из Москвы, где распространилась эпидемия холеры, в Петербург.

Как отмечает Пейсахович М.А., произведение представляет собой «твердую форму шестистишия: в нем поэтическое содержание страшных для юного лирического героя «шести букв» выражают всего шесть строк». Интересно также, что Л. «применяет здесь сплошную мужскую рифмовку пятистопных ямбических стихов» (там же).

Напряженную эмоциональную тональность придает ст. восклицательная интонация («прощай!», «в последний раз!»), а также слова, включающие сему «интенсивности»: «так жестоко», «столько мук», «уносят все». Вводные компоненты «может быть», «как знать» в сопровождении многоточия проявляют сомнения лирического героя, его горестные раздумья о будущем без встречи с возлюбленной.

Ст. положили на музыку: С.М. Блуменфельд, Г.Г. Крейтнер, Л.О. Бакалов и др. [3].

Лит.: 1) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. – М., Наука, 1964. – С. 460; 2) Сушкова Е.А. Записки. – Л., Academia, 1928. – С. 131–132; 3) Лермонтов в музыке: Справочник. // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. –М.: Сов. Композитор, 1983.– 176 с.

Е.Н. Орехова