== «ИЗ-ПОД ТАИНСТВЕННОЙ, ХОЛОДНОЙ ПОЛУМАСКИ…»== (1841).

Автограф неизв. Впервые опубликовано в журнале «Отеч. зап.» (1843 г. Т. 28. № 5. отд. 1. С. 80).

Ст. – образец интимной лирики поздней поры, когда «…любовь является у Лермонтова чаще всего как воспоминание о прошлом… как мелькнувшая надежда на будущее… или как мечта» [2; 101]. В центре произведения не история собственного чувства, не женский образ, так или иначе связанный с биографией самого автора («М.А. Щербатовой», «К портрету»), а волнующее, меняющееся впечатление, вызванное идеальным женским обликом. В его детали («холодная полумаска», «лукавые уста», «пленительные глазки», «локон своевольный») жадно вглядывается лирический герой, окутанный атмосферой чувственности и тайны.

Состояние любования, восхищения женщиной в первой и второй строфах ст. сменяется мечтой об идеальной возлюбленной, образ которой слит с воспоминаниями лирического героя, его надеждой на счастье, на новую встречу. В то же время ст. в целом характеризуется единством модальной, эмоциональной окраски и вызывает ощущение призрачности «бесплотного виденья», неустойчивости, тревожности. Отсюда обилие лексики, включающей семы «неопределенность», «кажимость»: «таинственная (полумаска) », «лукавые (уста) », «(мне) кажется», «(слыхал) когда-то», «кто-то (шепчет) ».

Ст. романсного типа, написано шестистопным ямбом, катрены имеют с перекрестную рифмовку (8-й и 11-й стихи — пятистопные). По мнению Пейсахович М. А., «чаще поэт обращается в этой строфической форме к пяти- и шестистопным ямбам не в их «чистом» виде, а в сочетании друг с другом или с другими ямбическими размерами» [4; 435].

Ст. было положено на музыку М.А. Балакиревым, Л.О. Бакаловым (Поповым), С.Н. Василенко, В.А. Гайгеровой, З.А. Левиной, А.В. Мосоловым, В.Я. Шебалиным и др. [6].

Лит.: 1) Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении. – П., 1915. – C. 207–208;2) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова, 2 изд. – М.-Л., Наука, 1964; 3) Пумпянский Л.В. Стиховая речь Лермонтова. – М., Изд-во АН СССР, 1941. – Кн. I. – С. 417; 4) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. – М., Наука, 1964. – С. 435; 5) Удодов Б. Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. – С. 127–131.; 6) Лермонтов в музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. –М.: Сов. Композитор, 1983.– 176 с.

Е.Н. Орехова