«И НА ТЕАТРЕ, КАК НА СЦЕНЕ СВЕТА…» (1835–36?).

Автограф неизв. Впервые опубликовано в книге «М.Ю. Лермонтов. Сочинения» под ред. Висковатого (Т. 1. С. 360) с указанием, что текст получен от В.Х. Хохрякова.

В эпиграмме в полной мере проявилась личность Л.-поэта, по выражению И.Л. Андроникова, «разрушавшего общепринятую условность и весь этикет лицемерного великосветского общества и поставившего себе целью говорить одну только беспощадную правду». Мотив маскарадности, лживости общества подчеркивается в ст. метафорой «сцена света».

Использование личного местоимения 1 лица мн. числа «мы» способствует созданию диалогичности текста, автор которого вовлекает читателя в осмысление негативных явлений современного ему социума. И.Л. Андроников первым обратил внимание на совпадение текста эпиграммы с репликой одного из гостей в драме Л. «Арбенин» (действие 2-е), что подтвердило ее принадлежность перу поэта. Ср.:

bq(..Балет на сцене — в обществе балет;
Страдают ноги и паркет,
Куда как весело, ей-богу.
Захочется ль у нас кому
В beau monde открыть себе дорогу,
Работы нет его уму,
Умей он поднимать лишь ногу.

Лит.: 1) Андроников И.Л. Комментарии // Лермонтов М. Ю. Собр. соч., т. 1. — М., Худ. лит., 1964. — С. 645–646; 2) Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 10 т. — М.: Воскресенье, 2000. — Т. 2.: Стихотворения 1828– 1831 гг. 2) Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 6 т. / под ред. П.А. Висковатова. — Т.1. — СПб.: Типо-лит. Рихтера, 1889. — С. 360.

Е.Н. Орехова