«Я НЕ ДЛЯ АНГЕЛОВ И РАЯ…» (1831).

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. IV. Впервые опубл. в журнале «Отеч. зап.» за 1859г., (№ 7, отд. I, С. 48).

Ст. «вероятно, является черновым наброском послесловия» [3; 640 ] к поэме «Демон». Произведение «не только представляет собой яркую автохарактеристику юного Л., но и подчеркивает субъективную лирич. природу художественно-объективных образов лермонт. поэзии» [3; 640]. Написано четырехстопным ямбом, состоит из 12 строк (три катрена) [4; 432]. Мотив трагически переживаемого одиночества, сопоставимого с образом скитальца — демона, одиночество кот. есть результат его отпадения от Бога, в контексте ст. становится доминирующим: гордыню и одиночество злого духа поэт считает и своей характеристикой. Автор не знает цели своего существования в мире, в кот. он вынужден испытывать страдания вместо того, чтобы радоваться красоте человеческого бытия: в душе лирич. героя господствует тоска и безысходность, заставляющие его поверить в то, что он — «зла избранник»:

Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой; [1; 238].

Однако, считая себя объектом влияния злых сил, поэт не отрицает бытие «Всесильного Бога» (в черновом варианте автор называет его «Творцом», подчеркивая тем самым креативную природу всего сущего [2; 491] ), кот., обладая всеведением, управляет судьбами человеческими. Автор признает, что гордыня, властвующая в его душе, не позволяет ему найти среди людей родственную душу: этим Л. объясняет свою отторгнутость от мира, эскапизм и неприкаянность — он «для мира и небес чужой» [1; 238]. Под маской беспечности автор скрывает ранимую душу, измученную непониманием и неизбывным одиночеством, кот. осознается как естественно привычное состояние внутреннего мира: «Я меж людей беспечный странник» [1; 238]. Обращаясь к самому себе или к своему возможному читателю, поэт стремится подчеркнуть свое единство с вездесущим и гордым демоном:

Прочти, мою с его судьбою
Воспоминанием сравни,
И верь безжалостной душою,
Что мы на свете с ним одни. [1; 238].

Поэт убежден, что именно из — за демонической гордыни, кот. противостоит добродетель смирения, он не может считать себя достойным Царствия Божьего: «Я не для ангелов и рая/ Всесильным Богом сотворен; » [1; 238]. В борьбе с собственным демоном, он понимает, что повторяет его судьбу, отрекаясь от Создателя. Но если для демона в отречении от Творца мыслится вызов всему миру, то для Л. в этом скрыта глубоко переживаемая душевная мука: он не может быть по-настоящему счастлив, и не вправе рассчитывать на упокоение в райской обители. Ст. начинается с отрицания, и завершается образом демона, символизирующего не только духа отрицания, но и гордеца, несущего казнь горестного и вечного одиночества, кот. становится лейтмотивом, пронизывающим все ст. Т.о., в демоническом противостоянии с богосотворенным миром поэт видит не силу, а бессилие человека, не способного жить без Бога и противостоять деструктивной силе.

Лит.: 1)Лермонтов М.Ю. «Я не для ангелов и рая…» // Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935–1937. Т. 1. Стихотворения, 1828–1835. — 1936. — С. 238; 2)Лермонтов М.Ю. Стихотворения, 1828–1835: Комментарии и варианты / Подготовил Б.М. Эйхенбаум при участии И.Л. Андроникова, Б.Я. Бухштаба, М.М. Казмичева, Т.М. Казмичевой, В.А. Мануйлова, Т.Ю. Хмельницкой // Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935–1937. Т. 1. Стихотворения, 1828–1835. —1936. — С. 415–529. 3) Найдич Э.Э «Я не для ангелов и рая»// ЛЭ. — С. 640–641; 4)Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова// Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 417–491.

О.В. Сахарова