«Я СЧАСТЛИВ! — ТАЙНЫЙ ЯД ТЕЧЕТ В МОЕЙ КРОВИ…» (1832).
Автограф: ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетр. IV), л. 17 об. Автограф зачеркнут. Впервые опубликовано: Соч. под ред. П. А. Висковатова. Т. 1. 1889. С. 60.
Особенность ст. «Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови…» состоит в прямом выражении желания смерти как способа обрести наиболее «надежный» покой. Б. М. Эйхенбаум отмечает, что в лирике Л. 1831–1832 гг. «юношеский пессимизм достигает своего предела» [10]:
Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови,
Жестокая болезнь мне смертью угрожает!..
Дай бог, чтоб так случилось!.. ни любви,
Ни мук умерший уж не знает;
Шести досток жилец уединенный,
Не зная ничего, оставленный, забвенный,
Ни славы зов, ни голос твой
Не возмутит надежный мой покой! [II; 10]
Ощущение счастья при мысли о смерти объясняется перспективой полной отгороженности от живых. Лирический субъект ст. «Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови…» и близкого к нему ст. «Смерть» («Оборвана цепь жизни молодой…») (1830–1831) доведен до отчаяния и готов на все ради избавления от дисгармоничных, мучительных для него отношений людей, которые являются привычными в их среде. Не случайны в обоих ст. обращения к Богу, «единственному его собеседнику» [1], с мольбой о смерти, восклицания, передающие искренний восторг перед ее приближением, а также полное отсутствие элементов иронии. «Покой» после смерти, представленный грубо неприглядно («шесть досток» — в первом и «дом гробовой» — во втором ст.), оказывается предпочтительнее лучшего, что может предложить жизнь, любви и славы. Лирический субъект второго ст. считает адские мучения «радостью» в сравнении с происходящим в людской среде («Пуская меня обхватит целый ад, / Пусть буду мучиться, я рад, я рад, / Хотя бы вдвое против прошлых дней / Но только дальше, дальше от людей» [I; 283]). Такое решение проблемы отношений с людьми свидетельствует о глубоком драматизме первых столкновений гениальной натуры с мелочной суетой обыденности и является «проявлением страстного протеста, решительного отрицания действительности» (В.Ю. Троицкий) [7] молодым Л.
В дальнейшем мотив покоя, для достижения которого необходимо отстранение от пошлости повседневной жизни людей, сохраняется в лирике Л., но соотносится с другими образами, например, с образом «дворца высокого» и уединенного райского сада в ст. «Желанье»; с образом сна-забвения в концовке ст. «Выхожу один я на дорогу…». В этих, более поздних, ст. покой рисуется как некое «инобытие» [9], является состоянием, которое «нельзя отнести ни к собственно бытию, ни к небытию» [9], и, в отличие от ранних ст., связан с пребыванием человека в идеальном мире природы, красоты и гармонии. Однако в лирике Л. до конца сохраняется «трагическое ощущение невозможности жизни, когда она в разладе с нормами бытия, завещанными создателем» (И. П. Щеблыкин) [8], необычайно мрачно переданное в ст. 1832 г.
Ст. положил на музыку М. Н. Симанский («Итак, я счастлив…»).
Лит.: 1) Аношкина В. Н. Звездный мир поэзии М.Ю. Лермонтова // «Мой гений веки пролетит…». К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Воспоминания, критика, суждения. — Пенза: Лермонтовское об-во, 2004. — С.134; 2) Зырянов О.В. Концепт «покой» в лирике М.Ю. Лермонтова: фрагмент индивидуальной поэтической мифологии // Проблемы изучения и преподавания: Межвузовский сб. научных трудов. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. — С. 123–129; 3) Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. — М.: МГУ, 2004. — С. 32; 4) Милевская М.И. Мотив «сна-смерти» в раннем творчестве М.Ю. Лермонтова // Проблемы изучения и преподавания: Межвузовский сб. научных трудов. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. — С. 36–54; 5) Миллер О. В. «Я счастлив! — Тайный яд течет в моей крови» // ЛЭ. — С. 641; 6) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 473; 7) Троицкий В.Ю. Поэт тревожной мысли // «Мой гений веки пролетит…». К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Воспоминания, критика, суждения. — Пенза: Лермонтовское об-во, 2004. — С. 139–140; 8) Щеблыкин И.П. Вечно зовущий к себе гений // «Мой гений веки пролетит…». К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Воспоминания, критика, суждения. — Пенза: Лермонтовское об-во, 2004. — С. 153; 9) Эйгес И.Р. О Лермонтове (К метафизике сновидения) // М.Ю. Лермонтов: Pro et contra. Антология. — Т. 1. — СПб: Изд-во русской христианской гуманитарной академии, 2013. — С. 527–528; 10) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.; Л.: АН СССР, 1961. — С. 336.
А.Р. Лукинова