«ЭПИТАФИЯ НАПОЛЕОНА» (1830).

Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано: «Русская мысль», 1881. № 11. С. 154.

Написанное юношей-Л. поэтическое посвящение памяти Наполеона вписывается в общую тональность своеобразного «наполеоновского цикла» поэта. Романтизированная фигура Наполеона как героя-изгнанника, бунтаря, непонятого и отвергаемого людьми, по сути, наделяет его особым лиризмом; т.о. Наполеон как объект эпитафии наделяется чертами лирического субъекта:

Да тень твою никто не порицает,
Муж рока! Ты с людьми, что над тобою рок;
Кто знал тебя вознесть, лишь тот низринуть мог:
Великое ж ничто не изменяет. [I; 104]

Наполеон как «муж рока», вознесенный над людьми самим Творцом, может быть низвергнут лишь этой высшей волей, — именно в этом смысле у Л. здесь возникает мотив, близкий лирическим декларациям о собственном избранничестве: «…кто / Толпе мои расскажет думы? / Я — или Бог — или никто» [I; 104] (ср. также ст. «Благодарю!», «Не обвиняй меня, всесильный…» и др.).

Исследователи жанра эпитафии (как и других эпиграмматических по природе жанров) не раз отмечали, что именно краткость сделала их форму, и в первую очередь стиховые структуры наиболее насыщенными в смысловом отношении. Так, по слова М.Л. Гаспарова, малый объем в эпитафии «…заставлял мысль законченно укладываться в две строки <…> интонационный перелом в середине второй строки помогал украсить ее параллелизмом или антитезой» [1]. Четырехстрочная эпитафия, как в данном случае у Л., позволяет «распределить» своеобразные стадии развития мысли: первый и четвертый стих, написанные пятистопным ямбом, оказываются «оценкой», в то время как второй и третий стихи (шестистопного ямба, к тому же со спондеями на первой стопе) – некое обоснование этой оценки, которое делается возможным благодаря самому Наполеону («муж рока») – и Того, «кто знал… вознесть…» над людьми его как высшее воплощение воли, энергии и величия души.

Лит.: 1) Гаспаров М.Л. Об античной поэзии. Поэты. Поэтика. Риторика / М.Л. Гаспаров. — СПб.: Азбука, 2000. — С. 260; 2) Мулевская Н.И. Значение эпитафии в творчестве М.Ю. Лермонтова // Русское литературоведение в новом тысячелетии. — М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2003. — Т. 1. — С.193–199; 3) Царькова Т.С. Русская стихотворная эпитафия XIX–XX веков: Источники. Эволюция. Поэтика. — СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. — 200с.; 4)Черейский Л.А. «Эпитафия Наполеона» // ЛЭ. — С. 633.

Алпатова