==«КАК ЧАСТО, ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН…» («1-Е ЯНВАРЯ») == (1840).
Автограф неизв. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.» (1840, Т. 8, № 1, отд. III, С. 140) с датой «1 января». Вошло в сб. 1840 г.
По поводу написания ст. в исследовательской литературе нет единства. В «Литературных и житейских воспоминаниях» И.С. Тургенева (1869) содержится указание на то, что поводом к написанию ст. послужило участие Л. в новогоднем бале-маскараде Дворянского собрания, где Л. проявил неуважение к членам царской фамилии. П. Висковатый ссылается на устные рассказы А.А. Краевского и В.А. Соллогуба в описании событий, предшествующих публикации «новогоднего» ст. Э.Г. Герштейн предполагает, что в противоречивых воспоминания, условно говоря, соединились рассказы о маскарадных балах 1839 года и обсуждения нового ст. Л. Точные обстоятельства остались невыясненными.
Ст. необходимо рассматривать в контексте развития одного из центральных мотивов лирики Л. — напряженного поиска лирическим героем идеала гармонии. В программном ст. «1831-го. Июня 11 дня» выражено страстное желание познать сокровенный смысл существования, утвердить порыв к прекрасному идеалу как необходимое условие достижения нравственного совершенства. Юный Л. очень рано осознал глубокую противоречивость жизни, несоответствие высоких благородных стремлений и светской действительности. Отсюда — острое ощущение дисгармонии мира, которое с годами только усиливалось, и в ст. «Как часто пестрою толпою окружен» противоречие между холодным светом и высшими стремлениями со всей очевидностью возникает в контрастном противопоставлении «пестрой», безликой, маскарадной толпы и воспоминаниями детства. «Царство дивное» предстает перед мысленным взором в поэтических образах дома, сада, спящего пруда, шороха листьев под ногами, открывающейся мечтательному взору туманной далью. «Под бурей тягостных страстей» таится этот «свежий островок» дорогих сердцу воспоминаний, позволяя измученной душе забыться хоть на миг, отвлечься от блеска и суеты светского бездушия. В мире действительном — «приличьем стянутые маски», «затверженные» лукавые речи. В мире детства — свобода и чистота восприятия гармонии природы, ее таинственного очарования. Л. усиливает романтический пафос осознания трагичности существования, где «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски» в бесконечной и суетливой смене декораций прожигают жизнь. «Бестрепетные руки» и сердца, «шепот затверженных речей» порождает в стонущем сердце поэта дерзкое желание «бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью». Отличие Л. от других поэтов-романтиков, обращавшихся к противоречивым константам бытия, состоит в том, что он изображает именно трагический разлад, усугубляющий страдания. Духовная драма бытия в широком философском аспекте и является центральной линией размышлений поэта. Тематически ст. связано со «Смертью поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Думой», «И скучно, и грустно» и др. произведениями Л. последних лет жизни.
Лит.: 1) Герштейн Э.Г. Лермонтов и петербургский “свет”. — М.Ю. Лермонтов. Исследования и находки. — М.; Л.: Наука, 1979; 2) Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 5-ти т. / под ред. П.А. Висковатова. — М.: Типо-лит. Рихтера, 1891; 3) Назарова Л.Н., Найдич Э.Э. «Как часто, пестрою толпою окружен» // ЛЭ. — С. 215–216.
Л.И. Шевцова