«КАК ДУХ ОТЧАЯНЬЯ И ЗЛА…» (конец 1831).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 4 (тетр. IV), л. 14 об. Впервые было опубликовано в журнале «Отеч. зап.» за 1859 г. (т. 125, № 7, отд. I, С. 53).
Поэтический монолог, датируемый концом 1831г., написан четырехстопным ямбом, состоит из двух катренов, в кот. трагическим аккордом звучит лейтмотив неизгладимости любовного чувства, характерный для ранней любовной лирики Л. и связанный с запечатленным в памяти сердца поэта полисемантичным образом возлюбленной [3]. «Восьмистишие Л. мадригального типа» положили на музыку многие композиторы «Ю.С. Бирюков, К.Ю. Давыдов, В. Махотин и др.» [1; 214–215]. К 1831г. относятся три ст., кот. созданы практически одновременно и в тетради черновых автографов следуют друг за другом, – «Силуэт», «Как дух отчаянья и зла…», «Я не люблю тебя; страстей…»: «их тема – разрыв с любимой, память о к-рой будет вечно жить в душе поэта» [1; 214 – 215], их объединяет доминантный мотив памяти не угасшего пламенного чувства, который предвосхищает воплощение темы разлуки и образа возлюбленной, расширенного метафорой душа – храм, где она обитает как божество, в ст. позднего периода творчества «Расстались мы; но твой портрет» (1837) [См: статью «Расстались мы; но твой портрет»]:
Моя душа твой вечный храм;
Как божество, твой образ там;
Не от небес, лишь от него
Я жду спасенья своего [I; 252].
Несмотря на то, что лирический монолог обращен к неизвестной женщине, из контекста ст. понятно, что в любви лирический герой ищет спасения от суеты и скуки обыденной жизни. Взаимная любовь – редкое явление в поэтосфере Л., однако в этом ст. показана определенная взаимность чувств: ангельски возвышенной любви Л. героя противопоставлена демоническая жажда обладания любимой женщины, кот., стремясь поработить своего возлюбленного всепоглощающей страстью, не хочет жертвовать собой ради любимого, в отличие от него, готового душу положить на алтарь любви, и, открыв ей сокровенные «тайны сердца» (Пс. 43: 22), полностью раствориться в своем сильном чувстве. Если для лирического героя любовь – это, прежде всего, родственное слияние и диалог двух близких душ, то в образе возлюбленной актуализировано демонически искусительное и деструктивное начало, вносящее разлад в отношения:
Как дух отчаянья и зла,
Мою ты душу обняла;
О! для чего тебе нельзя
Ее совсем взять у меня? [I; 252].
Стремление обожествить любовь, возвести ее в мир трепетно глубоких, душевных переживаний, определив ее не просто как жизненную необходимость, но еще и могучую онтологическую силу, гармонизирующую духовно-нравственный разлад между романтическим идеалом и реальностью земного бытия, становится доминирующим элементом лермонтовской любовной лирики. Женский идеал, не соответствующий духовным запросам возлюбленного, становится демоническим соблазном, в кот. автор не находит опоры: по этой причине любимая становится источником грустных размышлений, «отчаянья и зла» [I; 252], порождающего душевные страдания, не сопоставимые с ценностной системой координат автора. У Л. героя душа открыта любви и жаждет великого пламенного чувства, но женская душа остается метафизической загадкой, не познаваемой в калейдоскопе земного бытия. Т.о., автор, любящий всем напряжением душевных сил, не встречает отклика в душе любимой, но, возможно, и не любящей вовсе, женщины, образ кот. сравнивается с божеством и остается в глубинах памяти недосягаемой мечтой, разбивающейся о соблазны реальности.
Лит.:1)Аринштейн Л.М. «Как дух отчаянья и зла» // ЛЭ. – С. 214–215; 2)Бронская Л. И. «Юношеская любовь» в лирике М. Лермонтова и О. Мандельштама // Проблемы изучения и преподавания творчества М. Ю. Лермонтова. – Ставрополь: Ставропольский ГУ, 1991. – С. 75–77; 3)Пугачев О.С. Полисемантичность феномена любви в лирике М.Ю. Лермонтова // Тарханский вестник. – Тарханы (Пензен. обл.), 2000. – Вып. 11. – С. 48 – 62; 4)Резник Н.А. Женский идеал в лирике М.Ю. Лермонтова: (к вопросу о национальных истоках творчества поэта) // Литературные отношения русских писателей XIX – начала XX в. – М., 1995. – С. 113 – 122; 4)Сергеева-Клятис А. Ю. Разрыв: Пушкин, Лермонтов, Пастернак: анализ поэт. текста / А. Ю. Сергеева-Клятис // Литература. 2007. – 1 15 июня (№ 11). – С. 18 – 22. 5)Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж: Воронежский государственны университет, 1973 – С. 136–139;
О.В. Сахарова