«КАК ЛУЧ ЗАРИ, КАК РОЗЫ ЛЕЛЯ…» (1832).

Автограф ст. хранится в ИРЛИ, (оп. 1, № 4, тетр. IV, л. 21), впервые опубликовано в журнале «Отеч. зап.» (1859, т. 125, № 7, отд. I, стр. 60).

Юношеское ст. Л. адресовано Н.Ф. Ивановой и входит в «ивановский цикл». В ст. представлен психологический портрет героини: «С людьми горда, судьбе покорна, / Не откровенна, не притворна, / Нарочно, мнилося, она / Была для счастья создана» [II; 25]. Ассоциируя возлюбленную с добром, бескорыстной заботой, помощью и защитой, стремясь к передаче не внешнего сходства и сущности самого человека, поэт использует в ст. элементы живописной системы итальянского художника Рафаэля Санти. Мадонна у Л. – идеал чистой красоты, воплощение гармонии, светлого начала: «Как у Мадонны Рафаэля / Её молчанье говорит» [II; 25]. Вместе с тем, в ст. обозначена и характерная для творчества Л. тема «уничтожающего» воздействия светского общества, образ «нарядной маски», за которой прячется человеческая душа: «Но свет чего не уничтожит? / Что благородное снесет, / Какую душу не сожмет, / Чье самолюбье не умножит? / И чьих не обольстит очей / Нарядной маскою своей?» [II; 25]. Намеченный в ст. мотив притворства, маски в этом же цикле получит развитие в размышлениях поэта о неоправданных предельных ожиданиях, несоответствии реального облика возлюбленной и отведённой ей высокой роли: «Такой души ты знала ль цену? / Ты знала – Я тебя не знал!» [II; 21] («Я не унижусь…»).

Ст. рассматривают и как вариант 1 – 4 строфы V ст. «Девятый час; уж тёмно; близ заставы» [3].

Лит.: 1) Андронников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. – М.: Художественная литература, 1977. – 650 с.; 2) Комарович В.Л. Автобиографическая основа «Маскарада». // М. Ю. Лермонтов – М.: Изд-во АН СССР, 1941. – Кн. I. – С. 629–670. – (Лит. наследство; Т. 43/44) ; 3) Назарова Л.Н. «Как луч зари, Как розы Леля…». // ЛЭ. – С. 215.; 4) Мануйлов В.А. Н.Ф. Иванова. // ЛЭ. С. 180–181; 5) Поташова К.А. Феномен Рафаэля в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова: к проблеме родного и вселенского. // Современные проблемы науки и образования, 2014. – № 4. (http://www.science-education.ru/118-14154).

К.А. Поташова