«КАК НЕБЕСА ТВОЙ ВЗОР БЛИСТАЕТ…» (1838).

Автограф хранится в ГИМ, ф. 445, № 227а (тетрадь Чертковской библиотеки, Л. 63). Впервые опубликовано: Библиографические записки (1859, т. 2, № 1, стлб. 22–23).

Вместе со ст. «Слышу ли голос твой» и «Она поет — и звуки тают» образует цикл, посвященный голубоглазой красавице, восхищавшей поэта своей душевной ангельской чистотой, которая выражается в звуках ее голоса.

В. Шадури предполагает, что адресатом ст. была Екатерина Александровна Чавчавадзе (1816–1882), княжна, дочь поэта, сестра Н.А. Грибоедовой [8]. Ее голубые глаза и прекрасный голос воспел грузинский поэт-романтик Н.М. Бараташвили (1817–1845) («Синий цвет» и др). По воспоминаниям современников, Нина Чавчавадзе отличалась кротким нравом, а ее сестра, Екатерина, была веселой и резвой. В 1837 году поэт бывал в доме Чавчавадзе и познакомился с Екатериной Александровной. Э. Найдич утверждает, что цикл посвящен Прасковье Арсеньевне Бартеневой (1811–1872), певице и камер-фрейлине, с которой поэт был знаком в университетские годы [5]. Ей посвящен также новогодний мадригал 1832 года, с ней вместе в августе-сентябре 1838 года Лермонтов участвовал в репетициях водевиля у Карамзиных. Это предположение Э.Найдича вызывает сомнение, поскольку в мадригале голос певицы «обольстительные звуки», которые нельзя отнести ни к «песням рая», ни к «песням ада».

Э. Герштейн считает, что адресатом цикла является Софья Михайловна Соллогуб (урожд. Вильегорская) (1820–1878), «идеальная» женщина, по утверждению современников, которая в своих воспоминаниях признается, что Лермонтов посвятил ей свое ст. «Нет, не тебя так пылко я люблю» [3; 223– 237]. В.А. Соллогуб, женившейся на ней в 1840 году, в своих мемуарах пишет о ее музыкальных способностях, душевной чистоте, простоте в нарядах и нелюбви к высшему свету. Софья Михайловна находилась в переписке с Н.В. Гоголем, под влиянием которого складывалось ее мировоззрение, и отличалась кротостью нрава.

Ст. «Как небеса твой взор блистает» относится к романтической лирике и посвящено кавказской теме. Лирический герой показан здесь как воин, пребывающий на Кавказе. Ст. состоит из трех частей. В первой части дается романтическое описание возлюбленной: ее взор сравнивается с небесами, голос — с тающим нежным поцелуем. Во второй части лирический герой, воин, сопоставляет блеск и звук меча с блистающим «голубой эмалью» взором красавицы и ее «молодым голосом», ее «волшебной речью». И то, и другое вызывает сильные чувства: «душа трепещет», «в сердце кровь кипит». Но чувство к кроткой девушке оказывается сильнее жажды битвы: «грузинский булат», «красавца сечи» герой готов отдать за один звук речи, за один взгляд красавицы. Г.К. Цверианишвили утверждает, что в Тбилиси Лермонтов приобрел боевую шашку из дамасской стали, о которой написал как о «булатном кинжале» в ст. «Поэт» [7]. На романтическом автопортрете 1837 года Лермонтов изобразил себя в облике воина, в руках у которого «булатный кинжал».

В заключительных строках ст. «мятежной и бранной жизни» поэт противопоставляет образ девушки с ее «нежным голосом» и «милым взором». Реминисценция из ст. А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» («твой голос нежный» [6]) позволяет предположить, что встреча с голубоглазой красавицей напомнила поэту его первую любовь, воспетую в ст. «Кавказ» (1830), где говорится о «паре божественных глаз» и о «памятном гласе» матери, который он услышал в южной степи. Известна запись поэта от 8 июля 1830 года: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. <…> Ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. <…> Это была истинная любовь. <…> Я никогда так не любил, как в тот раз» [IV; 349– 350]. Поэт возвращается к мысли о хранимой сердцем чистой любви, понимаемой как «закон поступков, общего морального веления» [1].

Образ голубоглазой девушки становится обобщенным образом, напоминающим о Вечной Женственности Гете и поэтов-романтиков, идеалом «одухотворенной женственности» [3; 97]. В то же время, соотносимый с реальным прототипом, он говорит о значении женщины как мироносицы.

Ст. «Как небеса твой взор блистает» положили на музыку: А. Н. Серов, Н.А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, К.Ю. Давыдов, И. А. Сац, Г. В. Свиридов и др. [9]

Лит.: 1) Андреев-Кривич С. А. Всеведенье поэта. — М.: Советская Россия, 1973. — С. 44; 2) Бем А. «Самоповторения» в творчестве Лермонтова // Историко-литературный сборник. — Л.: ГИЗ, 1924. — С. 269–290; 3) Герштейн Э. Г. Судьба Лермонтова. — М.: Худ. лит., 1986. — С. 97; 4) Гинзбург Л. Я. О лирике. — Л.: Советский писатель, 1974. — С. 153–171; 5) Найдич Э. Московский соловей // Огонек. 1964. — № 35. — С. 17; 6) Назарова Л.Н. «Как небеса твой взор блистает» // ЛЭ. — С. 215. 7) Цверианишвили Г.К. Лермонтов на Кавказе // Relga. Научно-культурологический журнал. 2014. — № 8 (281), 10 июля; 8) Шадури В. Заметки о грузинских связях Лермонтова // Лит. Грузия. 1964. — № 10. — С. 102–108; 9) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Е.А. Федорова (Гаричева)