«КАВКАЗУ» (1830).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 6 (VI тетр.), л. 17 об. Впервые опубликовано: Соч. Л. под ред. П. Висковатова (т. 1, 1889, с. 96).
Ст. написано в романтической традиции вольнолюбивой лирики. По отношению к сложившемуся романтическому образу Кавказа как жилищу «вольности простой» контрастно представлено состояние войны, скорбей, несчастий. «Звон славы, злата и цепей» противопоставлен жизни вольного края.
Образ Кавказа в ст. достаточно условен, скорее, он отражает идею Ж. Ж. Руссо о естественно прекрасной жизни, чем носит политический характер. Ст. занимает определенное место в произведениях Л., в которых прослеживается мотив утраченного рая. По основной идее утраты свободы перекликается со ст. Л. «Песнь барда» (1830). Национальный компонент, выразившийся в риторическом обращении: «Нет! Прошлых лет не ожидай / Черкес, в отечество свое» [I; 107], несет роль указания на теснейшую связь чувства родины, народной самобытности и свободы, как и в написанном чуть позже в этом же году ст. «Песнь барда» о вольном славянине. Свобода в ст. «Кавказу» выступает как действующая сила, сродная высшей благодати, которая сама избирает место своего распространения в зависимости от способности определенного пространства к ее восприятию:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее [I; 107]
Ст. предельно эмоционально, построено как обращение к Кавказу, образ которого в третьем катрене сужается до образа черкеса — носителя культурного кода Кавказа.
Лит.: 1) Киселева И.А. Духовный смысл славянских мотивов // Россия и славянский мир в творческом мире Ф.И. Тютчева: коллективная монография. Под ред.: В.Н. Аношкиной. —М.: Издательство «Пашков дом», 2011. — С. 135–156; 2) Миллер О.В. Кавказу // ЛЭ. — С. 213; 3) Обручев С.В. Над тетрадями Лермонтова. — М.: Наука. 1965. — С. 28–29.
И.А. Киселева