«КОГДА ПОСЛЕДНЕЕ МГНОВЕНЬЕ…» (1832).

Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 27 (тетр. XXII, принадлежала М. Дешан де Виллер), лл. 1—12 об.

Незаконченное ст. Л. Ранее считалось посвящением к третьей редакции «Демона» (Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т. 1–6. М. – Л., 1954–1957, Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений. Ред. текста и коммент. Б.М. Эйхенбаума, Т. 1—5. М. – Л., «Academia», 1935–1937), теперь публикуется как отдельное ст. (впервые – Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. Т. 1–4. М. – Л., 1958–1959). Судя по исследованиям И.Л. Андронникова, ст. обращено к Н.Ф. Ивановой (1813–1875), знакомой Л., которой посвящен т.н. «ивановский» цикл стихов (1830–1832). Ст. развивает тему загробной любви, которая отразилась в ст. Л. «Письмо» (1829), «Арфа» (1830–1831), «Гость» («Кларису юноша любил…») (1-ая пол. 1830-х гг.), «Любовь мертвеца» (1841). В этом ст. можно выделить традиционные для этой темы мотивы. Например, герой ст. – поэт (как в ст. «Письмо», «Арфа»): «Когда последнее мгновенье / Мой взор навеки омрачит, / И в мир, где казнь или спасенье, / Душа поэта улетит» [IV; 377]. Земное существование для него – страдание («…в жизни безотрадной») [IV; 378]. Даже после смерти он ревнует свою возлюбленную, предупреждает ее о каре за измену (такой мотив есть в ст. «Письмо», «Гость» («Кларису юноша любил…»), «Любовь мертвеца»): «Тогда я буду всё с тобою / И берегись мне изменить…» [IV; 378]. Но в ст. «Когда последнее мгновенье…», в отличие от других произведений этого цикла, герой после смерти возвращается на землю не по своей воле – «Быть может, приговор досадной / Прикажет возвратиться ей…» [IV; 378]. В варианте этой строки ст. присутствуют эпитеты «приговор жестокий», «приговор небесный», «приговор беспристрастный» [IV; 377]. Для героя и мучение, и блаженство находиться подле возлюбленной – он может быть с ней все время, но только в виде бестелесного духа (это его «казнь или спасенье»). Если в других стихах этого цикла такое посмертное единство душ – радость для героя, то здесь нет такой однозначной оценки. Герой не может обрести покой ни в земном, ни в загробном мире.

Лит.: 1) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. – М., 1967 (4 изд., – М., 1977). – С. 140; 2) Грибушин И.И. «Арфа» // ЛЭ. – С. 39; 3) Гладыш И.А. «Письмо» // ЛЭ. – С. 417; 4) Данилевский Р.Ю. «Гость» («Кларису юноша любил») // ЛЭ. – С. 118; 5) Назарова Л.Н. «Когда последнее мгновенье» // ЛЭ. – С. 228; 6) Черный К.М. «Любовь мертвеца» // ЛЭ. – С. 268; 7) Шувалов С.В. Мастерство Лермонтова. // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. – М.: ОГИЗ, 1941–. С. 302.

Н.В. Михаленко