Автографы: беловой хранится в РГАЛИ, ф. 276, оп. 1, № 40, черновой хранится в РГАЛИ, ф. 427, оп. 1, № 986 (тетр. С.А. Рачинского) под заглавием «Портрет. Светская женщина».
В беловом автографе РГАЛИ две пометы: «Писано собственною рукою Лермонтова. Князь В. Одоевский» и «Это портрет графини Воронцовой-Дашковой. Князь Вяземский». Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1840, № 12, отд. III, с. 290.
Ст. обращено к Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой (урожд. Нарышкиной) (1818–1856); поэт упоминает здесь рисунок Дейца, литографированный в Париже Г. Греведоном.
Жанр словесного портрета привлекал внимание Л. не раз (см.: «Она не гордой красотою», «М.А. Щербатовой»; ср. у Пушкина «Портрет» («С своей пылающей душой…», 1828; «Северные Цветы на 1829 год», СПб., 1828, с. 191). Главное его отличие — поиск средств словесного изображения внешних черт и душевных качеств: красота и изящество юной женщины гармонируют с ее сложным, изменчивым внутренним миром: «Ей нравиться долго нельзя: / Как цепь, ей несносна привычка, / Она ускользнет, как змея, / Порхнет и умчится, как птичка» [II; 164].
Однако поэт не ограничивается только констатацией причудливого богатства личности: доминантой портрета становится именно романтическая двойственность натуры — на образностилистическом уровне это выражается сопоставлением устойчивых символов: «В глазах — как на небе светло, / В душе ее темно, как в море!» [II; 164] (ср. элегию «Море» В.А. Жуковского).
Концовка ст. Л. мадригальная (противопоставления разрешаются изящной концовкой-пуантом: «Понять невозможно ее, / Зато не любить невозможно») [II; 164]. Исследователи анализировали творческую историю ст., подчеркивая постепенное усиление типического начала (ср. первоначальный вариант заглавия: «Портрет. Светская женщина»).
Иллюстрацию к ст. создал В. Лопялло. Оно не раз было положено на музыку композиторами Г.И. Кузьминским, Н.Я. Мясковским, В.В. Грудиным, А.Л. Битовым и др. [4].
Лит.: 1) Бобров Е. А. Два поэта о светской женщине // Бобров Е.А. Из истории русской литературы XVIII и XIX столетий, СПб, 1910. — С. 73–80; 2) Глинка М.И. Сб. материалов и статей, М. — Л.: Госмузиздат, 1950. — С. 29; 3) Иконников В.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов над стихотворением. — Пенза: Кн. изд-во, 1962. – С. 19–21; 4) Лермонтов в музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.
Т.А. Алпатова