«К ПРИЯТЕЛЮ» (1830–1831).
Автограф неизв. Копия хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX). Впервые опубликовано в «Библиотеке для чтения». 1845. № 1. — С. 7–8.
«К приятелю» — юношеское ст. Л., написанное в форме дружеского послания и выдержанное в философско-элегической тональности. Адресат его неизвестен и предполагается, что послание есть форма авторского самовыражения: обращение не к приятелю, как оно озаглавлено, а к самому себе. Это — своеобразная форма саморефлексии. Сердечная тоска — основной мотив ст., который разрешается не в характерном для лермонтовской лирики трагическом ключе, а в форме элегического самоанализа. Лирическая медитация касается характера человеческих чувств, которые порой бывают неглубоки и поверхностны:
Ты сам же после осмеешь
Тоску любови легковерной. [I; 277]
Но лирический герой не склонен осуждать судьбу за то, что она отнимает у человека, поскольку и сам человек нередко неспособен оценить ее дары:
Что, получив опять предметы,
Недавно взятые судьбой,
Не узнаем мы их приметы,
Не прельщены их красотой [I; 277].
Некоторые стихи этого ст. напоминают строки из «Екклезиаста» — «и возвращается ветер на круги свои» [1: 6]:
Что раз потеряно, то, верно,
Вернется к нам когда-нибудь
Кроме того и финальные строчки этого лермонтовского ст. отсылают к финалу пушкинского ст. «Если жизнь тебя обманет», который звучит так: «Что пройдет — то будет мило». Ср.: у Л.:
И даже то относим к счастью,
Что нам казалося бедой. [I; 277]
Лит.: 1) Голованова Т.П. «К приятелю» // ЛЭ. — С.21; 2) Горланов Г.Е. Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания. — М.: МГОУ, 2009. — 376с.; 3) Киселева И.А. О познавательно-ценностном подходе к творчеству М.Ю. Лермонтова: телеология текста // Вестник МГОУ, 2013. — № 6. — С. 82–87; 4) Киселева И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. — М.: МГОУ, 2011. — 314 с.
Т.А. Алпатова