«К ==*» («ДАЙ РУКУ МНЕ, СКЛОНИСЬ К ГРУДИ ПОЭТА…»)== (1830 или 1831).
Автограф не установлен, копия хранится в ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь XX, л. 34–34 об. Ст. было опубликовано впервые в «Северном вестнике» (1889, № 1, отд. I, с. 20). Адресат послания не известен.
Ст. раннего периода творчества Л. создано в жанре элегического послания. Монолог лирического героя носит рефлексирующий характер. Трагическое мироощущение персонажа, внутренний конфликт с обществом, а также мотивы одиночества и разочарования, которыми проникнуто все ст., отражают не только следование Л. нормам романтической эстетики, но и демонстрируют специфику индивидуально-авторского мировосприятия поэта.
Структура ст. представлена 2 строфами, в каждой из которых перекрестная рифмовка сочетается со смежной, создавая особый ритмико-интонационный рисунок.
Исповедь лирического героя представляет собой попытку разобраться в себе, в тех метаморфозах, которые ему пришлось претерпеть «среди людей». Любовь не является ключевой темой ст., она заявлена только как этапное событие.
Страсть уже в прошлом, и доминирующим переживанием, определяющим настоящее и будущее, становится одиночество, преодолеть которое, хотя герой и пытается («Дай руку мне, склонись к груди поэта / Свою судьбу соедини с моей…» [I; 312]), оказывается невозможно. В словах созерцательного самоуглубления нет ни сил, ни желания что-то изменить, лишь пассивная констатация. В последнем четверостишии набирает силу мотив близко затаившейся трагедии, реализующийся посредством поэтического параллелизма: лирический герой стоит над пропастью — куст растет над бездной.
Символический образ оторвавшегося от ветки листа, запечатленный в заключительных строках, не единожды встречается в лирике Л. (например, «Портреты», «Листок») и становится символическим отражением мотива бесприютного скитальчества. С этим образом созвучен также мотив судьбы, рока, противостоять которым герой не в состоянии. Примечательно, что мотив судьбы, открывающий и завершающий ст., придает композиции кольцевой характер.
Внешняя размеренность и сдержанность повествовательной манеры компенсируются выразительностью, актуализирующейся в последней строфе благодаря инверсивным конструкциям.
Лит.: 1) Аринштейн Л.М. «К ***» («Дай руку мне, склонись к груди поэта») // ЛЭ. — С. 198.
Т.М. Фадеева