==«К » («МОЙ ДРУГ, НАПРАСНОЕ СТАРАНЬЕ…») (1832).

Автограф беловой, хранится в ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь XX, л. 48 об. Ст. было опубликовано первые в «Северном вестнике» (№ 2, отд. I, 1889. — С. 128–129).

Ст. раннего периода творчества Л. с традиционной для его лирики темой самопогруженности и противостояния окружающим, конфликта с ними. Отстраненность и одиночество получают в данном произведении несколько приглушенное звучание, и основным становится мотив надежды, живущей в сердце лирического героя и трепетно им оберегаемой. Жизненный опыт персонажа, отраженный в ст. в легком романтическом флере, оказался горьким и болезненным:

Беречь сокровища святые
Теперь я выучен судьбой… [II; 49]

Надежды становятся самым сокровенным кладом, которого не должны даже коснуться «глаза чужие». Финальная строка ст. раскрывает мнимый характер оптимистического настроя: герой определяет свое будущее, в котором надеждам не суждено воплощение:

Они умрут во мне, со мной!.. [II; 49]

Значимость этих строк для авторского мироощущения подтверждается тем фактом, что позднее их варианты были включены Л. в поэмы «Боярин Орша» (стих 545: «Отец святой, Вот что умрет во мне, со мной») и «Мцыри» (стих 390: «Воспоминанья тех минут / Во мне, со мной пускай умрут»).

Активное использование тропеических средств помогает автору создать запоминающиеся поэтические образы: «целый мир любви», «святое царство души задумчивой», «сокровища вселенной». Экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные предложения, риторические вопросы, обращения и т.п.), инверсии, повторы повышают общую эмоциональность ст. На использование Л. отрицания с целью утверждения «обнаруженного, скрытого» как на черту авторского стиля указывал в своей работе А.В. Чичерин.

Схожесть мотивов ст. позволяет рассматривать его в соотношении со ст. «К*» («Оставь напрасные заботы») (1832 г.) и предположить, что данное ст. также было посвящено В.А. Лопухиной.

Лит.: 1) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 432; 2) Чичерин А.В. Лермонтов // Очерки по истории русского литературного стиля, — М.: Худ. лит., 1977. — 445 с.

Т.М. Фадеева