==«К » («МЫ СЛУЧАЙНО СВЕДЕНЫ СУДЬБОЮ…») (1832).

Автограф неизв. Авторизованная копия хранится в ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь XX, л. 46 об. — 47. Ст. было опубликовано впервые в «Северном вестнике» (№ 1, отд. I, 1889. С. 21–22).

Ст. раннего периода творчества Л. состоит из 5 строф с перекрестной рифмовкой. Любовная тема открывает ст., но оказывается отнюдь не единственной в произведении. Многие мотивы и ключевые образы поэзии Л. находят свое отражение в данном ст.

Чувство, как все в жизни человека, предопределяется судьбою — мотив, часто повторяющийся в лирике поэта. Уже с первого четверостишия повествованию задается оптимистический тон, не совсем свойственный творческому наследию Л., однако романтическая нотка драматизма все же присутствует и здесь:

bq(.«Хоть пути не кончить нам вдвоем!» [II; 38]

Мотив сопоставления героя и его переживаний с символическими объектами природы, реализованный во второй строфе, и поэтический образ волны показательны для всей лирики раннего периода Л. и являют собой не только отражение авторского инструментария, но реализацию традиции романтической эстетики.

Стихийное начало получает развитие в третьей строфе, где рефлексирующий герой определяет вектор своего существования:

bq(.«Я рожден, чтобы не жить без них [бурь]» [II; 38].

Юношеский максимализм в сочетании с романтическим мировоззрением позволяют лирическому герою воспринимать жизнь и отношения с окружающими лишь в крайних состояниях: «торжество» — «гибель», «хвала» — «гордый смех».

Традиционная для творчества тема одиночества и непонятости окружающими завершает ст. в 5 строфе. Образ возлюбленной, не вызывающий у героя ни упреков, ни обиды, ни страданий, представлен позитивно-идеализированно и лишен конкретики — «мой луч путеводитель».

Многочисленное употребление анафор, инверсий, бессоюзных предложений создает особую доверительную тональность признания. Предполагается, что ст. посвящено В.А. Лопухиной, т.к. стих 10 соотносится со строкой «Товарищ бурь моих суровых» из чернового варианта посвящения к поэме «Измаил-Бей» (1832).

Лит.: 1) Максимов Д. Поэзия Лермонтова. 2 изд. — М.;Л.: Наука, 1964. — С. 32–37; 2) Матвиевская Л.А. О стилистическом использовании антонимов в лирике и поэмах М.Ю. Лермонтова // Русский язык в школе. — 1977. — № 2. — С. 71–72; 3) Пахомов Н.П. Подруга юных дней. — М.: Советская Россия, 1975. — 260с.

Т.М. Фадеева