«К ==*» («НЕ ДУМАЙ, ЧТОБ Я БЫЛ ДОСТОИН СОЖАЛЕНЬЯ…»)== (1830).

Автограф: беловой — ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь XX, л. 7 об.; черновой хранится в ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь VI, л. 32 (автограф, принадлежавший В.Х. Хохрякову, утерян). Ст. было опубликовано впервые в «Отечественных записках» (1859, т. 127, № 11, отд.1, с. 255). В автографе в скобках имеется запись, сделанная Л.: «Прочитав жизнь Байрона (<написанную> Муром)», а под текстом указана дата — 1830 г.

Ст. раннего периода творчества Л. является одним из ряда программных произведений. В нем получили отражение ключевые романтические мотивы лирики Л.: одиночество, непонятость окружающими и их враждебное отношение, мысли о предназначении, свободе и невозможности покоя, трагические предчувствия.

Структура ст. представлена 4 строфами с перекрестной рифмовкой и кольцевой композицией, которая начинается и заканчивается мыслью героя о драматическом характере будущего.

Содержание третьей строфы ст. отражает, по-видимому, сведения из книги Т. Мура «Письма и дневники лорда Байрона», отсылка к которой имеется в автографе, и представленные в ней ст. Байрона. Ст. имеет связь и с «Автобиографическими заметками» Л. (1830), где поэт упоминает о сходстве с английским поэтом: «Ныне я прочел в жизни Байрона, что он делал то же — это сходство меня поразило» [VI; 385].

Образ Дж. Байрона, значимый для творчества Л. (развитие темы и новая трактовка в ст. «Нет, я не Байрон, я другой»), становится ориентиром в жизни для лирического героя. Сопоставление с английским поэтом помогает продемонстрировать духовное родство и мятежность центрального персонажа.

Поэт стремится показать не мистический характер романтической натуры героя (показательна в этом смысле замена варианта автографа «Люблю закат в горах, пенящиеся воды, / Люблю могилы и вечерний звон» [I; 342] на «Любил закат в горах, пенящиеся воды, / И бурь земных и бурь небесных вой» [I; 133]), а его бунтарское начало, предопределяющее одиночество и «предчувствие гораздо больших бед».

В ст. поэтом активно используются приемы повтора и анафоры, усиливающие общий эмоционально-экспрессивный фон.

Лит.: 1) Андроников И.Л. ‹Комментарии› // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4-х т. — Т. 1. — М.: Худ. лит., 1964. — С. 118–119, 537; 2) Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Биография. — Т. 1. — М.: Госоитиздат, 1945. — С. 181; 3) Демиденко Е.Л. Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова: «Пророк»; «Родина»; «Как часто, пестрою толпою окружен…»; «Молитва»; «Дума»; «Выхожу один я на дорогу…»: готовимся к сочинению // Литература — Первое сентября. — 2004. — № 19. — С. 2–7; 4) Кирпотин В.Я. Неведомый избранник // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 13–14; 5) Нольман М. Лермонтов и Байрон // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 470–471; 6) Соловьев В.С. Лермонтов: [особенность гения Лермонтова: публичная лекция (1899 г.) ] // Нева, 2009. — № 10. — С. 230–242.

Т.М. Фадеева