==«К » («ПЕЧАЛЬ В МОИХ ПЕСНЯХ, НО ЧТО ЗА НУЖДА…») (1832).

Автограф беловой хранится в ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь XX, л. 49. Ст. было опубликовано впервые в «Саратовском листке» (1 января 1876 г., № 1). Ст., предположительно, было посвящено В.А. Лопухиной.

Ст. раннего периода творчества Л. состоит из 3 четверостиший со смежной рифмовкой. В ст. реализован мотив тревоги за избранницу, что связывает произведение с другим ст. Л. — «Молитвой» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»). Лирический герой, которого переполняют печаль и внутренние муки, преисполнен желанием защитить от них возлюбленную и готов на любые жертвы ради ее счастья. Тема подобного самоотречения нечасто получает развитие в любовной лирике поэта.

Образ героини идеализируется и обожествляется персонажем («взор несравненный», «улыбка святая»), хотя он осознает, что даже чувство бессильно перед страданиями израненной души («Певца твоя ласка утешить не может…» [II; 50]).

Через образ главного героя в ст. получает реализацию тема назначения поэта и поэзии – одна из ключевых для русской лирики. Инверсия, риторические вопросы, обращения определяют интонационно-ритмический рисунок поэтического произведения.

Ст. положено на музыку С.Н. Василенко [3].

Лит.: 1) Демиденко Е.Л. Важнейшие мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова: тема Родины; тема поэта и поэзии; мотив одиночества; своеобразие любовной лирики: готовимся к сочинению // Литература. Первое сентября. — 2004. — № 19. — С. 7–11; 2) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 427; 3) Лермонтов в музыке: Справочник / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.М. Фадеева