«К**» («ВСЕВЫШНИЙ ПРОИЗНЕС СВОЙ ПРИГОВОР…»)== (1831).

Автограф беловой хранпится в ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь XI, л. 1. Ст. впервые опубликовано в «Отечественных записках» (т. 127, № 11, отд. I, 1859, с. 259).

Юношеское ст. Л. любовного цикла 1830–1832 гг., посвященного Н.Ф. Ивановой (наряду с «К***» («Не ты, но судьба виновата была»), «К Н. И.», «Н. Ф. И.», «Н. Ф. И….вой», «Романс к И…» и др.). Общими для некоторых ст. данного цикла становятся тема обманутых надежд и мотив поцелуя.

Тональность ст. определяют переживания лирического героя, на чувство которого возлюбленная ответила изменой. Примечательно, что в драматической развязке герой видит проявление воли не человека, а Божественной силы: «Всевышний произнес свой приговор» [I, 190].

Центральный персонаж и адресат его послания противопоставляются по глубине внутреннего мира и умению любить и по соответствию нравственным нормам поведения. Мотив горечи и уязвленного самолюбия сочетается в ст. с мотивом прощения вероломной красавицы. Герой оказывается духовно более зрелой личностью. Сила и искренность чувств может быть оценена лишь Всевышним, о беспристрастном суде которого говорит поэт в первых строках ст.

Композиционное решение ст. демонстрирует развитие авторской мысли: от описания конкретных переживаний героя поэт переходит в финальных строках к философскому обобщающему осмыслению основ социального мироустройства:

Ко смеху приучать себя нужней:
Ведь жизнь смеется же над нами! [I; 191]

Исповедальный характер и особую эмоциональность ст. придают включение в текст разговорных конструкций («Бог с тобою»), инверсий и восклицательных предложений, а поэтическую выразительность порождают метафоры («яд страданья») и обилие эпитетов («волшебные глаза», «сердце молодое», «прощальный час», «непринужденное лобзанье», «раскаянье пустое», «свежий блеск очей»).

Лит.: 1) Демиденко Е.Л. Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова: «Пророк»; «Родина»; «Как часто, пестрою толпою окружен…»; «Молитва»; «Дума»; «Выхожу один я на дорогу…»: готовимся к сочинению // Литература — Первое сентября. — 2004. — № 19. — С. 7–11; 2) Стуль М. Какого Лермонтова мы забыли // СловоWord. — 2005. — № 48/49.

Т.М. Фадеева