«ЛИЛЕЙНОЙ РУКОЙ ПОПРАВЛЯЯ…» (1841).

Автограф хранится в РНБ, Собр. рукописей, М.Ю. Лермонтова, № 12 (записная книжка, подаренная В.Ф. Одоевским). Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1844. № 2. Отд. 1. — С. 201.

Это четверостишие, вероятно, — набросок для более крупного произведения, возможно, баллады. В автографе за ним следует набросок «На бурке под тенью чинары…», который связан с первым ст. тематически, он также написан трехударным дольником, тяготеющим к 3-стопному амфибрахию. Такой размер замедляет темп ст., делает звучание его строк более плавным, величественным. В обоих набросках развивается восточная тематика. В ст. «Лилейной рукой поправляя…» Л. использует слова «капгар» (от тур. черный), «туксус» (тюксюз) (от татар. безбородный), что подчеркивает тюркский колорит. Эпитет «лилейный» («Лилейной рукой поправляя…» [II; 199]) в этом ст. помогает создать образ совсем юного молодого человека. В ст. «Кинжал», например, он использовался, чтобы описать возлюбленную поэта: «Лилейная рука тебя мне поднесла / В знак памяти, в минуту расставанья…» [II; 108]. Ст. проникнуто легкой иронией, поэт с улыбкой описывает своего героя: «Краснеет как дева молодая / Капгар, молодой туксус» [II; 199].

Лит.: 1) Андроников И.Л. Комментарии. // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. –М.: Художественная литература, 1964. – Т. 1. – С. 658; 2) Аринштейн Л.М. «Лилейной рукой поправляя» // ЛЭ. – С. 255; 3) Шадури В.С. «Кинжал» // ЛЭ. – С. 221; 4) Шувалов С.В. Мастерство Лермонтова. // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. – Сб. 1. – М.:ОГИЗ, 1941. – С. 280.

Н.В. Михаленко