==«ЛИСТОК» ==(1841).

Автограф беловой хранитсяв РНБ, собрание рукописей Лермонтова, № 12 (записная книжка, подаренная Лермонтову В.Ф. Одоевским), лл. 10 об. – 11. Черновой автограф карандашом – там же, лл. 18 об. – 19 (лл. 7 об. – 8). Одно из поздних ст. Л.: май – начало июля 1841 г. Впервые опубликовано в «Отечественных записках» (1843, Т. 28, № 6, отд. I, – С. 193).

Л. Значительно расширяет смысловой контекст устойчивого символа, распространенного в европейской и русской литературе ХVIII-ХIХ вв.: образ одинокого листка франц. поэта А. Арно использовал В.А. Жуковский, И.И. Козлов, Д.В. Давыдов. В лирике Е.П. Ростопчиной «осенние листы» свидетельствуют о воспоминаниях сердца, былых страстях, увядших мечтах одинокой натуры.

Одно из лучших ст. Л., в котором необычайно тонко и ярко выражен мотив одиночества и странничества гонимого жестокою судьбой героя. Форма диалога позволяет очертить границы между самодовольным бездушием и острым чувством тоски одинокого скитальца, погибающего «от холода, зноя и горя». «Бедный листочек дубовый» противостоит молодой чинаре, беспечно играющей «изумрудными ветвями» с морским ветром. Прижавшись у её корней, он ищет спасения, хотя бы на время, и молит «с тоскою глубокой», но тщетно. Холодная суровость чинары, её равнодушие не оставляет надеж на милость иссохшему и пожелтевшему листу. Эпитет «бедный» – символизирует бесприютность неокрепшей души в огромном, враждебном мире, чуждом сострадания и жалости.

Философский подтекст ст. позволяет рассматривать произведение поэта как притчу, глубоко и емко раскрывающую трагедию увядшего поколения, представленного в «Думе» и в романе «Герой нашего времени».

Листок, «оторвавшись от ветки родимой», «в степь укатился», «засох и увял». Такая последовательность не случайно выстроена Лермонтовым. Судьба порой безжалостна к тем, кто теряет связь с родной почвой, оторван от корневой основы жизни – живительного источника силы и крепости. Дуб является традиционным символом вечности, стойкости, от которого отлучён молодой побег. Отсюда и неизбежная трагедия скорого увядания, тоски и отчаяния, с которой лирический герой обращается к молодой чинаре в поисках спасения. Но чуждая среда не принимает неведомого пришельца, а сил вернуться к истокам уже не достаёт. «До срока созревший в отчизне суровой», герой обречен на бессмысленное скитание и одиночество.

Лит.: 1) Черный К.М. «Листок» // ЛЭ. – С.263.

Л.И. Шевцова